Что нового в «Звездном пути: Странные новые миры»?

Франшиза «Звездный путь» — это самое главное культурное явление США, посвященное космосу. Уже 57 лет авторы рассказывают фантастические истории, происходящие в глубинах Вселенной, и за это время успело вырасти несколько поколений людей, которые благодаря вымышленным приключениям связали свои жизни с изучением реального космического пространства.

«Дивные новые миры» — самый новый сериал франшизы «Звездный путь»
«Странные новые миры» — самый новый сериал франшизы «Звездный путь». Источник: www.tvinsider.com

Самая грандиозная история о космосе

В начале августа 2023 года завершился показ второго сезона фантастического сериала «Звездный путь: Странные новые миры». Он стал последней на сегодня страницей в истории главной космической франшизы в США. Чтобы понять, чем так важны приключения очередного звездолета, экипаж которого ищет приключений у других звезд, нужно знать, какую роль это явление играет в американской и мировой культуре.

Первый сериал франшизы вышел в 1966 году. Он так и назывался — «Звездный путь». В нем рассказывалось о приключениях экипажа звездолета Enterprise, летящего туда, где еще никто не бывал, по дороге встречая невиданные ранее явления и странных существ, создающих неоднозначные ситуации, с которыми надо что-то делать.

В дальнейшем эта схема стала классической для всех частей «Звездного пути», однако в самом начале показа его рейтинги были низкими, сериал даже собирались закрыть, но вдруг в редакцию телеканала начали поступать письма. История, что называется, «зашла» любителям науки и научной фантастики, и среди них оказалось немало состоятельных, влиятельных или просто социально активных людей.

Звездолет «Энтерпрайз» из сериала 60-х годов
Звездолет Enterprise из сериала 60-х годов. Источник: memory-alpha.fandom.com

В конце концов, сериал таки закрыли, но армия его фанатов продолжала расти. Сейчас такими вещами, как фанарт, косплей и тематические ивенты, никого не удивишь, а в начале 1970-х «трекки» — так себя называли любители историй о звездолете Enterprise — всех немного шокировали. Но прошло время, и именно эти чудаки, переводившие Шекспира на вымышленный клингонский язык, стали формировать костяк NASA, научных учреждений США и тамошних популяризаторов науки.

Начали выходить новые сериалы. О них говорили, что это уже не то, что было раньше, и теперь уже о культовой вселенной сказано все, что только можно. Однако каждый раз они за несколько лет становились культовыми, а «трекки» и просто ценители снова ждали продолжения.

Почему «Звездный путь» стал культовым

Когда создатель «Звездного пути» Джин Родденберри задумывал свой сериал, он хотел создать серьезную фантастическую историю с недетским сюжетом, которая при этом легко бы воспринималась теми, кто хотел развлечься и не был знаком с последними открытиями науки о космосе. Для этого он взял сюжеты, уже зарекомендовавшие себя в научной фантастике, и заставил главных героев взаимодействовать с ними так, будто они реальные живые люди, знакомые с религиозной и расовой нетерпимостью, фанатичной верой, любовью, которая не вечна, и амбициями, порой ослепляющими даже самых лучших.

Астронавтка Саманта Кристофоретти демонстрирует жест-приветствие из Star Trek на борту Международной космической станции
Астронавт Саманта Кристофоретти демонстрирует жест-приветствие из Star Trek на борту Международной космической станции. Источник: Википедия

В результате «Звездный путь» стал моделью того, каким американцы видят доброе и умное звездное будущее своего государства. По сюжету все корабли и станции, действующие во многочисленных продолжениях сериала, являются представителями Звездной Федерации. Это союз разумных рас, который руководствуется принципами равенства, открытости, гуманизма и всего, что принято называть либеральными ценностями. Именно поэтому их антагонистами каждый раз выступают цивилизации, отвергающие такие ценности: воинственные клингоны, коварные ромуланцы и безжалостные борги.

Главный конфликт всей франшизы можно сформулировать так: «Что ты будешь делать, если быть добрым и беспристрастным означает допускать боль, смерть и кровь». В разных сериях «Звездного пути» к этому вопросу неоднократно подходили с разных сторон.

Классической формулировкой этого принципа в сериалах является тест «Кобаяши Мару», который в вымышленной вселенной сдают капитаны космических кораблей Федерации. Заключается он в том, что мирное исследовательское судно терпит катастрофу на границе с воинственными клингонами. Спасти его — означает начать войну и погибнуть самому.

Космические корабли из разных сериалов Star Trek
Космические корабли из разных сериалов Star Trek. Источник: medium.com/@tomdelmundo

Согласно условиям, этот тест не имеет верного решения, однако капитан первого звездолета Enterprise Джеймс Кирк подтасовал его результаты, мотивируя это тем, что в жизни не бывает безвыходных ситуаций. Его мысль о том, что, включив свой разум, можно спасти людей там, где это считается невозможным, в дальнейшем стала основой большинства сюжетов различных серий франшизы и тем, что в ней так любят зрители.

Как «Звездный путь» повлиял на технологии

Хотя «Звездный путь» не был создан для того, чтобы показать людям реалистичные технологии будущего, он оказал большое влияние на развитие науки и техники. Например, медицинские трикодеры, используемые в сериале, вдохновили разработчиков на создание многочисленных приборов для диагностики внутренних органов без применения хирургического вмешательства.

Сенсорные экраны компьютеров и автоматические переводчики также сначала появились в этом сериале, а уже потом — в реальности. А современные 3D-принтеры разработали в попытке воспроизвести репликаторы, которые в вымышленном мире франшизы способны «напечатать» что угодно.

Сенсорные экраны и 3D-принтеры были в «Звездном пути» еще до того, как они появились в реальности
Сенсорные экраны и 3D-принтеры были в «Звездном пути» еще до того, как появились в реальности. Источник: mythcreants.com

Вымышленная вселенная вдохновляла молодых людей, которые смотрели сериалы, становиться инженерами, физиками и астрономами, и этот процесс далек от завершения. Ведь такие вещи, как телепортация и движение со сверхсветовой скоростью, все еще не стали реальностью, хотя исследователи работают в этом направлении.

Что нового в «Звездном пути»

«Звездный путь: Странные новые миры» является ответвлением предыдущего сериала «Звездный путь: Дискавери», который выходит с 2018 года и является своеобразным переосмыслением истории с другим кораблем и другим экипажем, происходящей непосредственно перед началом событий сериала 1966 года.

Постепенно в сюжет начали вводить персонажей оригинального «Звездного пути», и зрителям это понравилось. Поэтому «Звездный путь: Странные новые миры» еще ближе подошел к оригинальному сериалу, и даже действие его происходит на борту того же первого звездолета Enterprise. Однако герои в нем уже ведут себя как наши современники, а не как люди 1960-х.

Первый сезон «Странных новых миров» вышел в 2022 году. В нем ощущается влияние современных событий. Уже в первой серии речь идет о цивилизации, где два противоположных лагеря находятся на грани взаимного уничтожения, затем к ней присоединяется истребленная инопланетянами колония и космические пираты, шантажирующие должностных лиц, а в последней серии попытка исправить будущее заканчивается войной, которой не должно было быть.

Нельзя сказать, что «Странные новые миры» значительно мрачнее всего, что в рамках франшизы снимали ранее. Скорее авторы просто не побоялись притянуть проблемы из реальной жизни, совсем их не приукрашивая. И герои чем дальше, тем меньше считаются с какими-то формальными правилами, чтобы люди не погибали.

Второй сезон в этом плане выглядит сплошным экспериментом. С одной стороны, здесь есть откровенно комедийные серии о том, как на звездолет попадают герои анимационного сериала «Звездный Путь: Нижние палубы», и о том, как все на борту начали петь, будто в мюзикле.

Іноді новий «Дивні нові світи» виглядають абсолютно несхожими на інші серіали франшизи
Иногда «Странные новые миры» совершенно непохожи на другие сериалы франшизы. Источник: blog.trekcore.com

А с другой стороны, здесь есть серия о переговорах с чудаками, граничащими и с клингонами, и с ромуланцами, поэтому надо как-то их понять, чтобы не дать врагам объединиться. Серия о планете, где Федерация и клингоны вместе добывают ценное сырье, и темные схемы, которые вокруг этого выстроены.

В серии «Под покровом войны» вообще оказывается, что недавно закончилась война с клингонами, в которой счет жертв шел на миллионы. А тут на борт прибывает бывший клингонский генерал, а ныне — посол Федерации. И некоторые герои, участвовавшие в боевых действиях, прямым текстом говорят неслыханную в «Звездном пути» вещь: «Как я могу садиться с ним за стол после всех смертей, что были?».

Некоторые вещи остаются неизменными
Некоторые вещи остаются неизменными. Источник: www.geekgirlauthority.com

Заканчивается второй сезон серией о горнах. Эти умные ящерицы рассматривают других разумных существ как пищу, а тех, кого не съели сразу — превращают в инкубаторы для выращивания себе подобных. Федерация не готова к войне с ними и всячески замалчивает пограничные инциденты, оттягивая эскалацию.

И тут горны нападают на планету, населенную людьми, которая при этом не является членом Федерации. Они буквально чертят красные линии, предупреждая, чтобы добрый и гуманный Звездный флот не пересекал их, пока они уничтожают население. Команде Enterprise удается спасти часть населения, но остальные вместе со спасателями попадают в плен. Сезон заканчивается сценой, где от командира корабля все ждут, решится ли он атаковать врагов.

Известно, что третий сезон будет. А вот что в нем покажут — остается тайной.