Что находится по ту сторону черной дыры?

Черные дыры — самые экзотические объекты Вселенной. Лишь недавно мы смогли разглядеть аккреционный диск «вживую», но увидеть саму черную дыру мы не в состоянии, ведь она не излучает света из-за невероятно мощной гравитации. Ее сверхмощная сила притягивает к себе все, что находится рядом. Мы видим, как материя разогревается перед падением внутрь этого «гравитационного монстра», но происходящее за горизонтом событий остается загадкой.

Иллюстрированное изображение черной дыры
Иллюстрированное изображение черной дыры. Авторство: Pixabay

Горизонт событий — это последний предел, пересекая который, обратного пути больше нет. Если бы Солнце превратилось в черную дыру — что невозможно, поскольку оно недостаточно массивное — горизонт событий имел бы всего шесть километров в диаметре. Самые сверхмассивные черные дыры в десятки миллиардов раз больше Солнца и находятся в сердцах всех галактик, хотя никто не знает, почему. Эти сверхмассивные черные дыры имеют горизонт событий больше, чем Солнечная система.

Если пересечь горизонт событий и оказаться внутри, пространство-время будет настолько искажено, что время становится пространством, а пространство — временем. В теории внутри каждой черной дыры все пространство-время упаковано в «сингулярности» нескончаемой плотности. Но что происходит за пределами этой сингулярности, есть ли выход?

Сверхмассивная чёрная дыра
Сверхмассивная черная дыра в центре галактики M87. Полосы показывают поляризованный свет от аккреционного диска

Физики-теоретики предполагают, что черные дыры могут быть воротами в отдаленные части нашей Вселенной или других Вселенных. Даже было высказано предположение, что по ту сторону черной дыры может существовать теоретическая белая дыра в параллельной Вселенной, которая, наоборот, активно выбрасывает материю вокруг себя.

Чтобы по-настоящему понять, что происходит внутри черной дыры и происходит ли что-то по ту сторону, нам нужно найти теорию, которая была бы еще более революционной, чем Общая теория относительности Альберта Эйнштейна. Поэтому мы лишь можем предполагать, пока загадка этих таинственных объектов остается одной из нерешенных проблем современной науки