Что было бы, если бы между Марсом и Юпитером находилась суперземля?

Ученые смоделировали, что было бы, если бы на месте пояса астероидов между Марсом и Юпитером находилась суперземля. Они пришли к выводу, что в этом случае стабильность Солнечной системы была бы нарушена. А жизнь на Земле стала бы невозможной или планета и вовсе сошла бы с орбиты.

Планеты солнечной системы
Планеты Солнечной системы. Источник: NASA/JPL/ASU

«Пробелы» в Солнечной системе

Недавно группа астрофизиков из Калифорнийского университета в Риверсайде осуществила интересное моделирование, касающееся стабильности Солнечной системы. Они обратили внимание, что в ней существует два больших «пробела».

Первый касается размера планет. Они делятся на две совершенно разные категории. С одной стороны, мы имеем маленькие твердые тела земной группы. С другой — огромные газовые гиганты. В других звездных системах существует промежуточный вариант, называемый суперземлями. Но у нас ничего подобного нет.

С другой стороны, эти две группы планет разделены и в пространстве. Между Марсом и Юпитером могла быть еще одна планета, но там расположен пояс астероидов. Исследования показывают, что из-за гравитации газового гиганта шансов на образование там большого тела и не было, но исследователи все же попытались смоделировать ситуацию, когда суперземля будто закрывает собой оба «пробела».

Суперземля между Юпитером и Марсом

Динамическое моделирование системы проводилось с изменением массы планеты, которую помещали между Марсом и Юпитером. Каждый раз исследователи отмечали, к каким последствиям это приводило. Результаты для любой суперземли были неутешительными.

Сама по себе ее гравитация не могла сильно повлиять на всю систему. Однако суперземля достаточно массивна для того, чтобы дестабилизировать находящуюся рядом с ней орбиту Юпитера. А этот газовый гигант достаточно большой, чтобы влиять на происходящее вокруг Солнца.

В частности, если он начнет менять орбиту, то вместе с ним это сделают и все внутренние планеты. В результате Земля может оказаться за пределами «зоны обитаемости» и жизнь на ней станет невозможной.

В худшем случае какая-либо из планет и вовсе могла быть выброшена в открытый космос. Такая участь могла постичь как внешние газовые гиганты — Уран и Нептун, так и внутренние планеты — Венеру и Меркурий.

Этот результат достаточно интересен, ведь только 10 процентов открытых систем имеют газовые гиганты вдали примерно на том месте, где находится Юпитер. Это может быть связано со стабильностью орбит землеподобных планет.

По материалам Рhys.org.