Что блокирует ультрафиолет в атмосфере Венеры?

Атмосфера Венеры поглощает больше ультрафиолета, чем рассчитывали ученые. Последние считают, что причиной этого является наличие в ней дисеры. Они использовали расчеты, чтобы показать, как образуется это вещество.

Вулканы на Венере выделяют серу, которая блокирует ультрафиолет

Какое химическое соединение поглощает ультрафиолет?

Венера окутана плотным коконом облаков, состоящим преимущественно из серосодержащих соединений. Они отражают большую часть лучей как извне, так и изнутри. Это приводит к двум последствиям: катастрофическому парниковому эффекту и красивому яркому блеску этой планеты на нашем небосклоне.

Однако в излучении, которое доходит от Венеры до космических аппаратов и наземных наблюдателей, содержится меньше ультрафиолета, чем следовало бы, исходя из современных представлений о ее химическом составе. Так что в ее атмосфере присутствует неизвестный поглотитель этой длины волн.

Ученые предположили, что таким неизвестным поглотителем может быть дисера. Это вещество состоит из двух атомов сульфура, соединенных вместе. Оно не только эффективно поглощает ультрафиолет, но и может превращаться в другие соединения, которые делают это еще лучше.

Аллотропные формы серы

Сера имеет немало разновидностей, состоящих из четырех и даже восьми атомов этого элемента, соединенных вместе. Они называются ее аллотропными формами. Ученые пришли к выводу, что в атмосфере Венеры происходят сложные процессы, во время которых одни соединения серы превращаются в другие.

Причина, по которой аллотропную серу до сих пор не рассматривали как поглотитель ультрафиолета на Венере, заключается в том, что, как считалось ранее, она не может образовываться из отдельных атомов в достаточных количествах. Кроме того, эксперименты со смесями серы, хлора и кислорода крайне сложны и опасны. На этот раз ученые прибегли к математическим методам моделирования атмосферы нашей соседки.

Они смогли найти более простой путь образования дисеры, чем ее прямой синтез из отдельных атомов. Сера имеет несколько оксидов, в большом количестве присутствующих в атмосфере Венеры. Один из них — диоксид SO₂ — под действием солнечного излучения легко распадается на два других: SO и S₂O. И уже они, взаимодействуя между собой, могут превращаться в различные аллотропные формы, в том числе и в дисеру.

Пока предложенная модель поглотителя ультрафиолета в атмосфере Венеры остается теоретической. Ученые ждут окончания сложных лабораторных исследований, которые подтвердят эту теорию или опровергнут ее.