Чрезвычайно активное пятно на Солнце породило вспышку класса X

Солнечное пятно AR2975 стало причиной чрезвычайно мощной вспышки 30 марта. Последний случай перебоев с радиосвязью в Северной Америке. Эта вспышка — уже 18-я за последние несколько дней, возникшая на этом участке поверхности Солнца.

Солнечная вспышка класса Х
Солнечная вспышка класса X. Источник: NASA/GSFC/SDO

Вспышка класса X

30 марта около 20:35 по киевскому времени обсерватория NASA Solar Dynamics Observatory зафиксировала на поверхности Солнца вспышку класса X. Это самый мощный класс взрывов на поверхности нашей звезды.

Внутри этого класса есть несколько отдельных категорий. И вспышка 30 марта не относится к катастрофическим. Однако ее сила все равно была очень ощутима. В частности, пилоты и моряки в Северной Америке отметили временное исчезновение радиосвязи на радиочастотах ниже 30 МГц. И это еще не конец, ведь самые тяжелые частицы достигнут магнитосферы Земли только в последующие дни.

Причиной вспышки стало пятно AR2975 на Солнце. Она отличается от других невероятной активностью. До этого за последние несколько дней она уже породила 17 вспышек меньшей мощности. 6 из них относились к классу М, а еще 11 — к классу С.

Классы солнечных вспышек

Солнечные вспышки делятся на пять классов: А, В, С, М, Х. То, насколько пятно AR2975 необычно, иллюстрирует тот факт, что за весь январь было зафиксировано всего 5 вспышек класса М. Это достаточно ощутимой мощности события, которые сами по себе способны повлиять, например, на работу спутников на орбите.

В этот раз через несколько дней одно только облако породило шесть таких вспышек. А теперь еще случилась вспышка класса Х1.3. При этом исследователи считают, что во время ее произошел корональный выброс массы. И магнитная буря, которая накроет Землю в ближайшее время, будет очень яростной. Трудно сказать, что является причиной такой активности солнечного пятна AR2975, но ученые продолжают за ним наблюдать.