Четвертый не лишний: астрономы нашли экзопланету в тройной системе

Европейские астрономы объявили об обнаружении экзопланеты, входящей в состав весьма необычной тройной системы HIP 81208. Она состоит из голубого гиганта, а также красного и коричневого карликов.

Звездная система HIP 81208. Источник: ESO/A. Chomez et al.

HIP 81208 расположена на расстоянии 485 световых лет от Земли. Это очень молодая звездная система. Ее возраст оценивается всего в 17 млн лет, она входит в состав одной из подгрупп звездной ассоциации Скорпиона — Центавра.

Главный компонент системы представляет собой звезду спектрального класса B (на представленном снимке он обозначен буквой А). До недавнего времени астрономам было известно о двух обращающихся вокруг нее объектах — коричневом и красном карлике (они обозначены буквами В и С). Орбита коричневого карлика проходит на расстоянии 54 а. е. от центрального светила, его масса превосходит массу Юпитера в 67 раз. Орбита красного карлика проходит дальше, на расстоянии 234 а. е. от центра системы.

Но теперь стало известно, что HIP 81208 является домом, как минимум, еще для одного объекта. Он был обнаружен методом прямого наблюдения. Его нашли на снимке, сделанным при помощи смонтированного на Очень Большом телескопе приемника SPHERE. На представленном фото этот объект обозначен буквами Сb.

Найденное тело обращается вокруг красного карлика. По оценкам исследователей, его масса превышает массу Юпитера примерно в 15 раз. Таким образом это или коричневый карлик, или очень массивный газовый гигант. По словам исследователей, они намереваются продолжить наблюдения этой весьма необычной системы с целью более точного определения характеристик входящих в нее объектов, а также поиска других тел, которые пока что ускользают от их взора.