Черная дыра «выстрелила» рентгеновским лучом

Черные дыры обладают настолько чудовищным гравитационным тяготением, что ничто не может вырваться из их «объятий», даже свет. Однако новые наблюдения исследовательских миссий NASA Swift и Nuclear Spectroscopic Telescope Array (NuSTAR) обнаружили гигантское извержение рентгеновского света, исходящее из центра сверхмассивной черной дыры, расположенной в созвездии Пегаса, примерно в 324 млн световых лет от нас. Полученные данные подтолкнули исследователей к вопросу: «Почему вспыхивают черные дыры?»

Корона может создать вспышку рентгеновского излучения вокруг черной дыры
Корона может создать вспышку рентгеновского излучения вокруг черной дыры. Изображение: NASA

Изображения черной дыры, известной как Markarian 335, или Mrk 335, показывают, что, когда в короне вокруг черной дыры накапливается огромное количество энергичных частиц, они резко выталкиваются, вызывая вспышку рентгеновского света.

«Это первый случай, когда мы смогли связать запуск короны со вспышкой. Это поможет нам понять, как сверхмассивные черные дыры питают некоторые из самых ярких объектов во Вселенной. Хотя сами черные дыры не излучают свет, они часто сопровождаются окружающим сияющим диском, являющимся скоплением частиц», — объяснил Дэн Уилкинс из Университета Святой Марии в Галифаксе.

Короны двигаются поразительно быстро. В Mrk 335 она двигалась со скоростью 20% от световой. Описывая процесс выброса рентгеновского луча из Mrk 335, Вилкинс объяснил: «Корона сначала собралась внутрь, а затем выстрелила частицами вверх, как струя». Когда это происходит и корона запускается в нашем направлении, ее свет становится ярче в результате эффекта, называемого релятивистским доплеровским усилением.

Раньше мы рассказывали о «разноцветных» черных дырах.

По материалам Nature