Черная дыра «выплюнула» остатки звезды с задержкой

Черная дыра, которая в 2018 году разорвала на куски звезду, сейчас демонстрирует повышенную активность в радиодиапазоне. Это свидетельствует о том, что она только сейчас «выплюнула» ее остатки. Ученые размышляют над тем, почему это произошло.

Черная дыра «выплюнула» останки звезды
Чорна діра розриває зорю на «спагетті». Джерело: www.anu.edu.au

Черная дыра «выплюнула» остатки звезды

В 2018 году черная дыра, находящаяся на расстоянии 665 млн св. лет от нас, разорвала на куски звезду. Это событие достаточно рядовое для современной астрономии. Часто после этого сингулярность «выплевывает» часть массы поглощенного объекта на высокой скорости, что сопровождается интенсивным электромагнитным излучением.

Но сразу после события, которое получило название AT2018hyz, ничего подобного не наблюдалось. И вот теперь, спустя почти четыре года, массив антенн Very Large Array (VLA) в Нью-Мексико зафиксировал всплеск радиоволн, источником которого является именно эта черная дыра. Странность заключается в том, что ученые уверены, что за прошедшее время она никаких других звезд не уничтожала.

Отсюда они заключили, что сейчас мы наблюдаем выброс вещества, которое за эти годы черная дыра так и не смогла поглотить. Но почему это произошло, ученые все еще не могут сказать с уверенностью.

Как черные дыры «едят» звезды

Когда какая-то звезда приближается к черной дыре, гравитационные силы последней начинают вырывать из нее большие и длинные полосы вещества, улетающего в космос и преимущественно направляющегося в сторону невидимого монстра.

А черная дыра продолжает вырывать из звезды все новые и новые ленты, превращая ее в «спагетти», которое постепенно падает на «убийцу». Однако поглотить материал полностью космический монстр не может, поэтому «выплевывает» его часть со скоростью около 10 процентов от световой.

В случае AT2018hyz звезда была совсем небольшой. Ее масса составляла всего 10 процентов от солнечной. Но ее черная дыра почему-то не смогла «проглотить» за четыре года и «выплюнула» в космос со скоростью 50 процентов от световой.

Ученые предлагают больше внимания уделить изучению подобных поглощений звезд черными дырами. Вполне возможно, что такие события для них являются обычным явлением, просто раньше их не наблюдали на столь длинном промежутке времени.