Черная дыра в центре Млечного Пути образовала гигантский «дымоход»

Используя рентгеновскую обсерваторию NASA Chandra, астрономы обнаружили нечто вроде вытяжного отверстия или дымохода, через который вырывается горячий газ, выходящий из центра Млечного Пути. По мнению ученых, этот «дымоход» создан извержениями из сверхмассивной черной дыры, известной как Стрелец А* (Sgr A*).

Chandra
Увеличенная версия изображения, сделанного рентгеновским телескопом Chandra, где заметно расположение «дымохода» в центре Млечного Пути. Источник: NASA/CXC/Univ

Центр Млечного Пути расположен примерно в 26 тыс. световых лет от Земли. Дыра ориентирована перпендикулярно спиральному диску Галактики. Астрономы определили ее местонахождение, используя рентгеновские данные с космических аппаратов Chandra и XMM-Newton, а также радиоизлучение, зафиксированное радиотелескопом MeerKAT.

Последние данные Chandra показывают несколько рентгеновских хребтов, напоминающих стенки цилиндрического туннеля, который направляет горячий газ вверх. Недавно найденное вытяжное отверстие находится примерно в 700 световых годах от центра Галактики, близко к верхушке «дымохода».

Ученые считают, что вытяжное отверстие образовалось после столкновения горячего газа с более холодным газом. Это столкновение создало ударные волны, которые придают стенкам отверстия рентгеновский блеск. Левая сторона вытяжного отверстия, вероятно, ярче, поскольку газ ударяется о стену туннеля под прямым углом и с большей силой. Направление «дымохода» и другого рентгеновского «дымохода», направленного в противоположную сторону от центра Галактики, совпадает с пузырями Ферми и eROSITA. Горячий газ, движущийся вверх, может концентрироваться возле выпускного отверстия, помогая формировать структуру пузырей.

Изображение с аннотациями, показывающее расположение дымохода
Изображение с аннотациями, показывающее расположение дымохода. Источник: NASA/CXC/Univ

По мнению исследователей, горячий газ образовался из-за падения материала в черную дыру Стрелец А*, за которым следовали извержения, выталкивающие газ вверх по своего рода дымоходу. Однако точная частота этих извержений остается неизвестной.

Ранее мы сообщали о том, что на орбите вокруг черной дыры в центре Млечного Пути найден горячий газовый пузырь.

По материалам interestingengineering.com