Вокруг черной дыры в центре Млечного Пути закручиваются мощные магнитные поля

Телескоп горизонта событий получил новое изображение сверхмассивной черной дыры Стрелец А*, расположенной в центре нашей галактики. Благодаря ему ученые узнали, что вокруг этого объекта закручиваются мощные магнитные поля.

Черная дыра Стрелец А*
Черная дыра Стрелец А*. Источник: phys.org

Новое изображение черной дыры

Ученые из Гарвардского и Смитсоновского университетов опубликовали исследование, которое раскрыло факт необычного поведения магнитных полей в самом центре Галактики. Основой его стало новое изображение сверхмассивной черной дыры Стрелец А*, полученное Телескопом горизонта событий.

Ранее этот виртуальный, но очень мощный инструмент уже получал изображение монстра, находящегося в центре Млечного Пути на расстоянии в 27 тыс. световых лет от нас. Но тогда оно было нечетким. Нынешнее же позволяет разглядеть спиральные структуры в аккреционном диске.

Они, по мнению ученых, свидетельствуют, что вокруг Стрельца А* есть чрезвычайно мощное магнитное поле, которое взаимодействует с плазмой в аккреционном диске. Оно также может создавать предпосылки для существования мощных струй, которые мы пока не видим.

Магнитные поля

Ранее Телескоп горизонта событий уже показывал ученым нечто подобное. Речь идет о первом в истории фото черной дыры. Тогда астрономы изучали монстра в центре галактики М87. И на изображении действительно видны спиральные структуры, очевидно вызванные сильными магнитными полями.

Однако М87 почти в 1000 раз массивнее Стрельца*А. Поэтому ученые традиционно думали, что черная дыра в центре Галактики очень спокойная. Однако теперь они видят сходство между этими объектами. Похоже, что чрезвычайно мощные магнитные поля являются их неотъемлемой составляющей, и именно они ответственны за поведение плазмы в аккреционном диске.

При этом магнитные поля сильно поляризуют плазму, заставляя электроны колебаться в одной плоскости. Именно поэтому только в поляризованном свете и можно хорошо увидеть спиральные структуры аккреционного диска.

Новые возможности

Расширение ngEHT позволит массиву создавать фильмы сверхмассивных черных дыр в реальном времени в масштабах горизонта событий. Эти изображения помогут понять детальную структуру и динамику вблизи горизонта событий, привлекая внимание к особенностям «сильного поля» гравитации, предсказанных общей теорией относительности, а также взаимодействия аккреции и релятивистского реактивного запуска, который формирует крупномасштабные структуры во Вселенной.

Между тем концепция миссии Black Hole Explorer (BHEX) распространит EHT в пространстве, создавая самые четкие изображения в истории астрономии. BHEX позволит обнаружить и получить изображение «фотонного кольца» — четкой кольцевой структуры, образованной сильно линованным излучением вокруг черных дыр.

Свойства черной дыры отражаются на размере и форме фотонного кольца, рассказывая ученым о массах и вращениях десятков черных дыр, в свою очередь показывая, как эти странные объекты растут и взаимодействуют с галактиками-хозяевами.