Будут ли США возвращать образцы с Марса на Землю

В США происходят дебаты относительно будущей миссии, которая должна доставить на Землю образцы с Марса, собираемые сейчас ровером Perceverance. Их исследование предусмотрено уже принятой программой, но сейчас ей грозит сокращение финансирования.

Образцы с Марса помогут определить, была ли когда-то на нем жизнь
Образцы с Марса помогут определить, была ли когда-то на нем жизнь. Источник: phys.org

Хватит ли у США денег на Марс?

Возвращение образцов грунта с Марса на Землю является одним из главных приоритетов исследовательской программы NASA. Считается, что они могут дать ответ на извечный вопрос о том, существовала ли когда-то жизнь на Красной планете. Уже сейчас ровер Perseverance, изготовленный Лабораторией реактивного движения (JPL) в Пасадене в штате Калифорния, собирает и консервирует эти материалы. Однако амбициозная программа может стать жертвой сокращения бюджета.

Сейчас продолжается активное обсуждение этого вопроса. Интересно, что линия раскола оказалась региональной, а не партийной. Калифорнийские законодатели, которые поддерживают работу над программой возвращения образцов с Марса в комплексе в Пасадене, противостоят сторонникам разветвленного Центра космических полетов имени Годдарда в Мэриленде и Вирджинии.

Миссия на Марс также столкнулась с другой проблемой: согласно анализу специалистов, она займет больше времени, чем считалось до сих пор. Космическое ведомство готовится к худшему. На прошлой неделе JPL объявила о масштабных увольнениях — 8% своей рабочей силы. Этот шаг следует за указанием администратора NASA Билла Нельсона о том, что агентство должно подготовиться к выделению 300 млн долларов на марсианский проект в 2024 финансовом году, как предложено в законопроекте Сената о расходах на торговлю, правосудие и науку.

Будущее марсианской программы является одним из важных решений, стоящих перед законодателями США, когда они ведут переговоры по окончательному законопроекту по вопросам торговли, юстиции и науки. Это мероприятие имеет конечный срок исполнения 8 марта.

Как привезти образцы с Марса

На данный момент Конгресс уже выделил 1,74 млрд долларов на программу исследования Марса, которую в последнем опросе планетологов, проводимом раз в десятилетие, назвали самым высоким приоритетом роботизированных исследований NASA.

Но задача возвращения образцов на Землю является действительно сложной. Она предполагает, что марсоход Perseverance доставит материалы на посадочный модуль в форме жука размером с гараж. Он будет иметь ракетные двигатели, которые смогут вывести его на орбиту. Далее они должны попасть на борт орбитального модуля, который и вернет их на Землю в 2033 году.

Программа является одной из самых сложных миссий, когда-либо осуществленных NASA. В ее рамках должен состояться первый в истории запуск космического аппарата с другой планеты а также первая стыковка на орбите вокруг нее.

Независимый наблюдательный совет NASA в сентябре опубликовал свой отчет. В нем специалисты пришли к выводу, что программа будет стоить от 8 до 11 млрд долларов с «почти нулевой вероятностью» соблюдения промежуточных сроков запуска. То есть никто даже приблизительно не знает, когда и что из элементов миссии будет готово, и создать какой-то график просто невозможно.

Агентство сейчас «оценивает будущие варианты программы» в связи с текущей бюджетной ситуацией, заявили в Вашингтоне. Продолжается внутренняя оценка, рекомендации будут предоставлены в конце марта.

Сколько денег выделят, чтобы привезти образцы с Марса?

Марсианская программа и NASA в целом уже столкнулись с бюджетным давлением. Из-за ограничения расходов в прошлогоднем законе о приостановлении роста национального долга законопроект о торговле, юстиции и науке на 2024 финансовый год почти наверняка столкнется с сокращениями по сравнению с прошлогодней версией. Законопроекты обеих палат вошли в принятый уровень бюджета на 2023 финансовый год в размере 84,2 млрд долларов, причем законопроект Сената составляет 83,5 млрд, а законопроект Палаты представителей — 81,5 млрд.

Белый дом добивался значительного увеличения финансирования NASA до 27,2 млрд долларов. Но в законопроекте Палаты представителей выделили всего 25,4 млрд долларов, то есть фактически все осталось на уровне 2023 года. Сенат, стремясь защитить другие приоритеты финансирования, урезал бы бюджет космического агентства еще больше — до 25 млрд долларов.

Законодатели Мэриленда и Вирджинии поддерживают более низкую цифру Сената, поскольку они хотят высвободить больше денег на проекты, приносящие пользу компании Goddard, которая базируется в Гринбелте (штат Мэриленд) и управляет стартовым комплексом Уоллопс на восточном побережье Вирджинии.

Что думают в Сенате?

Изначально сенаторы в своем законопроекте по вопросам торговли, юстиции и науки предписали NASA свернуть программу, если окажется, что она не сможет достичь целевого показателя в 5,3 млрд долларов. Однако на июльском заседании комитета были внесены поправки в первоначальный проект отчета комитета, чтобы предоставить возможность сократить или переделать программу вместо того, чтобы отменить ее полностью. Если американское космическое агентство решит отказаться от миссии на Марс, сенат направит большую часть финансирования на еще более насущную потребность — программу Artemis.

Если это произойдет, лунная программа дополнительно получит 235 млн долларов. Что само по себе неплохо, поскольку она действительно является самой важной вещью, которой сейчас занимается NASA. Однако при этом получение ответа на вопрос о жизни на Марсе придется отложить на неопределенный срок.