Будут ли астронавты искать жизнь на Луне

Когда астронавты миссии Artemis попадут на Луну, то в первую очередь будут искать в тени приполярных кратеров водяной лед. Однако, вполне возможно, им стоит попытаться найти там и микроскопическую жизнь. Именно об этом говорит недавно опубликованное исследование.

Астронавты могут найти жизнь на Луне
Астронавты могут найти жизнь на Луне. Источник: www.space.com

Миссии проекта Artemis могут поискать жизнь на Луне

Жизни на Луне нет. В последние десятилетия это признают все, особенно после того, как в 1969–1972 годах там побывали американские астронавты. Однако, по мнению Прабала Саксена, исследователя в Центре космических полетов NASA, ее все же стоит там поискать.

Если нынешние планы NASA по проекту Artemis останутся неизменными, то уже в 2025 году его третья экспедиция высадится на поверхности Луны вблизи от ее южного полюса. Где именно — остается неопределенным. Пока что выбрано 13 потенциальных районов, каждый размером 15 на 15 км.

Где-то там, на дне холодных, постоянно затененных кратеров, астронавты будут искать водяной лед, который необходим для того, чтобы построить на Луне базу. То, что его, а также замерзший углекислый газ там найдут, почти ни у кого не вызывает сомнений. Однако Прабал утверждает, что и некоторые земные микроорганизмы вполне могли бы выжить в таких условиях.

Как земные микроорганизмы могли попасть на Луну

Заявление ученого о том, что жизнь могла бы выжить на Луне, базируется на том факте, что многие земные микроскопические организмы могли бы выдержать и вакуум, и радиацию, и ужасный холод. Обычно это понимают так, что на других планетах эволюция могла бы создать их аналоги.

Однако с Луной все гораздо проще. Жизнь на нее могла быть неоднократно занесена непосредственно с Земли. Удары крупных метеоритов и извержения вулкана вполне могут отправить в космическое путешествие кусок земной породы. А вместе с ней астронавтами могут стать и микроорганизмы.

Путешествие к Луне не очень длинное, поэтому они вполне себе могут оказаться в одном из затемненных кратеров.

Земную жизнь на Луну занесут сами астронавты

Правда, не все исследователи соглашаются с тем, что жизнь так уж легко найти на Луне. По словам Хизер Грэм, геохимика из NASA, перенос органических веществ с земными метеоритами — обычное дело. Но у науки нет твердых подтверждений о возможности путешествия живых существ. Теоретическая возможность еще не означает, что это обязательно произошло в прошлом.

А вот кто почти наверняка занесет микроорганизмы на Луну, так это сами люди. Конечно, все, что готовится к запуску, надежно стерилизуется. Однако человек на себе и в себе несет целую микроскопическую экосистему. Так что, так или иначе, после посадки астронавтов жизнь на спутнике нашей планеты появится.

Ожидается, что начальной средой для размножения микроорганизмов станет сама лунная база. Однако они непременно будут попадать наружу, в большинстве своем будут погибать, но в конце концов какая-то их часть найдет достаточно комфортные условия и расцветет.

Вполне возможно, что этому будут способствовать космические аппараты. Замерзший углекислый газ является прекрасным источником питательных веществ. И частые старты и посадки увеличат его количество на поверхности Луны. Поэтому условия для жизни микроорганизмов станут еще более комфортными.