«Большой разлом» над обсерваторией Веры Рубин

В 2015 году на севере Чили началось возведение нового широкоугольного обзорного телескопа-рефлектора, позже названного в честь американского астронома Веры Рубин. Его основными целями станут поиски малых тел Солнечной системы, вспышек сверхновых, следов загадочной темной энергии и темной материи, а также картографирование Млечного Пути.

К сожалению, из-за пандемии COVID-19 сроки готовности обсерватории несколько раз переносились. Ожидается, что она приступит к первым наблюдениям в 2023-2024 годах. Но благодаря представленному фото мы уже сейчас можем представить, какие картины откроются новому телескопу.

Млечный Путь над обсерваторией Веры Рубин. Источник: Rubin Observatory/NSF/AURA/B. Quint

Снимок демонстрирует сияющую полосу Млечного Пути над обсерваторией Веры Рубин. Яркое скопление звезд и газа в левой части изображения соответствует ядру нашей Галактики, являющемуся домом для сверхмассивной черной дыры Стрелец А*. Также заметно, что центр Млечного Пути «рассечен» темной полосой, известной под названием «Большой разлом». Он образован скоплением пылевых облаков, находящихся от нас на расстоянии 2,5-3 тысяч световых лет.

Пылевые облака поглощают испускаемый звездами свет, закрывая примерно треть наблюдаемой полосы Млечного Пути. По некоторым оценкам, в общей сложности их масса превышает массу нашего Солнца в миллион раз. Однако, хоть Большой разлом и усложняет изучение объектов, расположенных за ним, он все же не является непреодолимой преградой. Например, пыль почти прозрачна для радиоволн и инфракрасного излучения, что дает возможность астрономам проводить наблюдения центра нашей Галактики.

Напомним, что недавно ученые нашли следы галактики, «съеденной» Млечным Путем в далеком прошлом.

По материалам https://noirlab.edu