BepiColombo раскрыл секреты рентгеновских полярных сияний на Меркурии

Ученые проанализировали данные, собранные аппаратом Европейского космического агентства BepiColombo во время его сближения с Меркурием в 2021 году. Тогда он смог подробно изучить рентгеновские полярные сияния на этой, ближайшей к Солнцу планете.

Рентгеновские полярные сияния на Меркурии
Рентгеновские полярные сияния на Меркурии. Источник: BepiColombo

Исследование BepiColombo

Ученые опубликовали итоги своих исследований, осуществленных по результатам первого пролета миссии BepiColombo вблизи от Меркурия еще в 2021 году. Этот аппарат совместно построен Европейским космическим агентством (ESA) и Японским агентством аэрокосмических исследований (JAXA).

Свою миссию BepiColombo начал еще в 2018 году. Однако к первой от Солнца планете он приближался очень медленно, с каждым витком уменьшая расстояние до нее. По сути, миссия состоит из двух независимых аппаратов: орбитального планетарного исследователя MPO, разработанного ESA, и орбитального аппарата для исследования магнитосферы, который создала JAXA и впоследствии назвала Mio.

Пока оба зонда соединены вместе. Именно в такой конфигурации BepiColombo совершил первое сближение в 2021 году, однако его путь к плановой работе на низкой орбите еще не окончен. Во время этого сближения аппарат прошел на расстоянии всего 200 км от поверхности планеты.

Рентгеновские полярные сияния

Именно приборы Mio смогли зарегистрировать во время пролета рождение высокоэнергетических электронов. Во время пролета BepiColombo подошел к Меркурию с ночной стороны южного полушария, а вышел из магнитосферы там, где планета встречается с солнечным ветром.

Благодаря этому удалось подробно изучить структуру магнитосферы Меркурия и определить, где проходит ее внешняя граница — магнитопауза. Ему также посчастливилось наблюдать за тем, как высокоэнергетические частицы солнечного ветра сталкиваются с магнитным полем планеты «в лоб». Сделать это удалось впервые.

Одним из главных выводов, который сделали ученые, является то, что магнитосфера планеты сжата сильнее, чем ожидалось. Происходит это именно под действием солнечного ветра. При этом на Меркурии случаются полярные сияния, механизм образования которых такой же, как и на Земле.

Правда, эти явления все же немного отличаются от тех, что мы наблюдаем на нашей планете. Там они происходят не в видимом, а в значительно более высокоэнергетическом рентгеновском диапазоне. Как именно генерируются столь высокоэнергетические частицы, до сих пор не понятно.

Однако благодаря наблюдениям BepiColombo ученые смогли точно установить, что в их образовании не участвует атмосфера, которая у Меркурия для этого слишком тонкая. Вместо этого рентгеновские полярные сияния рождаются при столкновении солнечного ветра с его поверхностью.