«Базз Лайтер». Неигрушечный космический герой

Lightyear — анимационный фильм о приключениях одного из главных героев «Истории игрушек», недавно вышедший на экраны. Режиссеры сделали космического спасателя по имени Базз Лайтер максимально неигрушечным и обыграли в истории о нем сразу все основные клише фантастических произведений.

Базз Лайтер в новом фильме
Базз Лайтер — космический герой

Мультфильм о космическом герое

Как собрать в одном сюжете храбрых космодесантников, злых инопланетных жуков, роботов хороших и роботов плохих, ученых, запускающих корабль со сверхсветовой скоростью, и путешествия во времени с изменением хода истории так, чтобы это не произвело негативных впечатлений? Студиям Pixar и Disney в новом анимационном фильме Лайтер удалось показать, что это не только возможно, но и позволяет создать действительно интересную историю о космических приключениях.

В самом начале ленты создатели размещают дисклеймер: «В 1994 году мальчик по имени Энди получил игрушку в виде героя своего любимого фантастического фильма. Вот это кино». Эта надпись отсылает в «Историю игрушек» и одного из ее главных героев Базза Лайтера, но при этом дает понять, что будет она не совсем о нем.

Герои культовой серии фильмов Pixar — игрушки, и их характеры и конфликты обусловлены этим фактом. В «Лайтере» мы встречаемся с Базом, если бы он действительно был героем высокобюджетного голливудского фантастического фильма — храбрым космическим рейнджером.

Условность и серьезность

Приключения в фильме одновременно серьезные и достаточно условные. Конечно, можно вычислить, что планета на расстоянии 4,2 млн световых лет должна находиться за пределами Млечного Пути, на окраинах Местной группы. Можно даже заключить, что это где-то в группе галактик Насос-Секстант.

Можно попытаться анализировать траекторию полета Базза вокруг звезды с целью добиться релятивистской скорости. Маневр этот называется гравитационной пращей и действительно используется для разгона космических кораблей.

Все это не важно, ведь зрителю с самого начала намекают на киношную природу всего происходящего, и ждать научной достоверности здесь не стоит. Но при этом проблемы в фильме поднимаются вполне серьезные.

Выживет ли группа людей, потерпевшая крушение в мире, полном монстров, и смогут ли они удержать продвинутые технологии? В фильме убедительно показывают, что да. Как должна быть организована высадка на только что открытую планету, чтобы это было безопасно и рационально? На этот вопрос в «Лайтере» не отвечают, но дают большой объем материала для размышлений.

Наконец, здесь достаточно подробно показывают, что путь к космическим путешествиям может быть нелегким. Десятилетия экспериментов, которые то и дело заканчиваются неудачей, могут заставить отступиться многих. Но рано или поздно решение будет найдено.

Где будет искать приключения Базз Лайтер?

Авторы добавили в фильм не только все возможные фантастические клише, но и все основные локации для космических приключений. Здесь можно увидеть высокотехнологичный город, огороженный лазерным экраном, инопланетный лес, пещеру, полную членистоногих, заброшенное горное предприятие и лавовое поле. И, конечно же, инопланетный корабль с вражескими роботами и полеты в космосе.

Приключения База Лайтера
Приключения Базза Лайтера полны досадных ошибок

Базз Лайтер: история ошибок

Вся история строится на ошибках, которые мы обязательно допускаем в своей жизни. Штампованный киношный герой в критической ситуации не ошибается и всех спасает, но мы знаем, что в жизни так не бывает. И в «Лайтере» это главный способ построения сюжета.

Базз постоянно попадает в ситуации, которые мы сто раз видели в голливудских боевиках. Сразу же возникает подозрение, что он сейчас схватит бластер, который так удобно упал, и всех спасет. И в этот момент нам показывают, как герою это сделать не удается. Он ошибается.

Более того, тема, что все идет не так, как задумывалось, — основной двигатель сюжета в фильме. В самом начале Лайтер допускает ошибку, и дальше с невероятным упрямством пытается исправить ее. Что из этого получится, можно узнать в финале.