Астрономы «закрыли» черную дыру

В 2020 году группа астрономов из Европейской южной обсерватории (ESO) сообщила об обнаружении ближайшей к Земле черной дыры, расположенной на расстоянии всего тысячи световых лет от нас в системе HR 6819. Однако недавно результаты этой работы были поставлены под сомнение другими исследователями. Они пришли к выводу, что на самом деле в HR 6819 нет черной дыры.

Система HR 6819 в представлении художника. Источник: ESO/L. Calçada

Изначально считалось, что HR 6819 является тройной звездной системой. В ней одно светило обращается вокруг черной дыры за 40 дней, а другое находится на гораздо более широкой орбите. Однако в ходе нового исследования была предложена альтернативная интерпретация этой системы. Согласно ему, на самом деле HR 6819 состоит лишь из двух светил на 40-дневной орбите. Одно из них «раздето» — то есть в прошлом отдало большую часть своей массы звезде-компаньону.

По словам ученых, чтобы понять, какая из двух интерпретаций является верной, они задействовали Очень большой телескоп ESO (VLT) и Очень большой телескоп-интерферометр (VLTI). Наблюдения подтвердили отсутствие звезды на широкой орбите. HR 6819 состоит из двух ярких источников, разделенных всего третью астрономической единицы. Таким образом, астрономы «закрыли» черную дыру.

Широкоугольное изображение области неба вокруг системы HR 6819. Источник: ESO/Digitized Sky Survey 2. Acknowledgement: Davide De Martin

По мнению исследователей, они застали эту систему после того, как одна из звезд «всосала» в себя атмосферу компаньона, что привело к увеличению ее периода вращения. Это явление иногда называется звездным вампиризмом.

Участники научной группы  планируют продолжить изучение HR 6819 с использованием VLTI. Ученые будут вести длительные совместные исследования системы, чтобы лучше понять ее эволюцию, ввести ограничения на ее свойства и использовать полученные знания для изучения других двойных систем.

Напомним, что мы также рассказывали о том, как астрономы пронаблюдали «танец» двух сверхмассивных черных дыр.