Астрономы заглянули в сердце активной галактики

Эти изображения были получены при помощи приемника MUSE, установленного на Очень большом телескопе ESO (VLT). Они демонстрируют центральный регион спиральной галактики NGC 7582, расположенной на расстоянии 70 млн световых лет от Земли в созвездии Журавля.

Центр активной галактики NGC 7582. Источник: ESO/Juneau et al.

В  центре NGC 7582 находится активное галактическое ядро — своего рода высокоэнергетический двигатель, приводимый в действие сверхмассивной черной дырой, поглощающей окружающее ее вещество. В процессе этого взаимодействия материя нагревается, испуская огромное количество энергии и мощные потоки частиц в окружающее пространство. Но как это влияет на галактику в целом?

Чтобы ответить на этот вопрос, астрономы воспользовались возможностями VLT. Инструмент MUSE позволил им построить карту распределения различных ионизированных элементов внутри NGC 7582. Изображение справа демонстрирует распределение кислорода, азота и водорода (синий, зеленый и красный цвет). Красные светящиеся области представляют собой регионы активного звездообразования, а области, где преобладает голубой цвет, — это потоки вещества, выбрасываемые из галактического центра. На левом снимке показан более классический вид той же галактики, на котором пылевые полосы затмевают голубой и оранжевый свет звезд.

В ходе наблюдений астрономы также сумели создать карту движения звезд и газа внутри NGC 7582. Оказалось, что ее  центральная сверхмассивная черная дыра, возможно, окружена некоей структурой. Она выполняет роль своеобразного экрана, защищающего остальную часть галактики от мощного потока энергии из ее центра. Структура отклоняет этот поток в сторону в виде исключительно интенсивного звездного ветра.

Напомним, что недавно мы писали об обнаружении первой блуждающей черной дыры во Млечном Пути.