Астрономы зафиксировали самое энергетическое солнечное излучение в истории

Астрономы зафиксировали гамма-частицы, которые поступают от нашего Солнца и имеют невиданную ранее энергию. Зафиксировать их помог детектор High Altitude Water Cherenkov (HAWC), расположенный в мексиканском высокогорье.

Солнце породило высокоэнергетические частицы
Солнце породило высокоэнергетические частицы. Источник: NASA/SDO

Наблюдения HAWC

Ученые из более 30 научных учреждений Европы, Азии и Северной Америки недавно опубликовали результаты 6-летнего исследования, которое позволило обнаружить наиболее энергетические частицы, когда-либо долетающие от Солнца до Земли.

Для этого они использовали детектор High Altitude Water Cherenkov (HAWC). Он представляет собой несколько ловушек для высокоэнергетических частиц, которые располагаются внутри огромных баков с водой, находящихся на вершине горы в Мексике.

Благодаря своей конструкции он является одним из немногих инструментов, которые могут регистрировать гамма-лучи не только ночью, но и днем. Конечно, сами они до Земли не долетают, однако порождают другие элементарные частицы, попадающие в емкости HAWC и порождающие черенковское излучение, которое тот и регистрирует.

Поэтому неудивительно, что именно этот инструмент, наблюдая за Солнцем с 2014 по 2021 год нашел лучи Солнца, имеющие энергию 0,5 до 2,6 ТэВ. И этим он довольно сильно удивил ученых, которые не ожидали такого от нашего светила.

Что породило высокоэнергетические частицы?

Энергия частицы тесно связана с ее частотой. Именно поэтому «самыми яркими» являются гамма-лучи, которых мы не видим, но очень боимся, потому что это та самая страшная радиация. Полученные на HAWC значения не являются рекордными для таких частиц, ведь один раз нам прилетело сообщение от одного из пульсаров, которое имело энергию в 450 ТэВ.

Но от Солнца, самой исследованной звезды во Вселенной, никто такого не ожидал. Считается, что там просто нет процессов, которые могут настолько ускорять частицы. Хотя недавние исследования магнитных полей, которые на нашем светиле находятся в полном хаосе, показали, что они все же способны на это.

Однако у авторов нынешнего исследования есть и другое предположение о происхождении частиц. По их мнению, первопричиной их могли стать еще более высокоэнергетические лучи откуда-то из космоса, возможно, из какого-то пульсара. Они попали в атмосферу Солнца, врезались в составляющие ее атомы и вызвали появление новых частиц, которые и полетели в сторону Земли.