Астрономы увидели образование золота от слияния нейтронных звезд

Сверхмощный космический телескоп James Webb и его предшественник Hubble вместе наблюдали длинную гамма-всплеск (GRB), который произошел при столкновении двух плотных нейтронных звезд миллионы лет назад. В результате, как обнаружили инструменты телескопов, это слияние породило чистое золото.

Слияние нейтронных звезд
Слияние нейтронных звезд в представлении художника. Источник: NOIRLab/NSF

Нейтронные звезды являются результатом сверхновых, или взрывов, связанных с умирающими звездами, которые не превращаются в черные дыры. В начале этой недели JWST был использован для обнаружения нейтронной звезды в сердце известной сверхновой, которая, как считали ученые, существовала, но ее не могли увидеть до сих пор.

Поскольку эти тела, по сути, являются маленькими и плотными шариками, при их столкновении на самом деле происходит нечто огромное. С помощью двух космических телескопов ученые из Римского университета смогли заметить яркое сияние, известное как килоновое, состоящее из тяжелых элементов, таких как серебро и золото, которые образовались в результате бурного слияния мертвых звезд.

«Было очень интересно изучать килоновую, используя мощные телескопы Hubble и James Webb. Это впервые, когда мы смогли убедиться, что металлы, тяжелее железа и серебра, были только что изготовлены на наших глазах», — рассказала Элеонора Троя, астрофизик из Римского университета.

Как объясняется в отчете, более длинные гамма-всплески обычно ассоциируются со смертью одной звезды, а не со слиянием двух. Впрочем, в случае GRB 230307A, который был обнаружен итальянской миссией Fermi в 2023 году и является вторым по продолжительности (200 секунд) среди когда-либо обнаруженных подобных энергетических всплесков, эта традиция ставится под сомнение.

Новое исследование, опубликованное на этой неделе в журнале Nature, показывает, что когда нейтронные звезды существуют в бинарных парах, как в случае этой сверхновой и связанной с ней килоновой, известной как AT2017gfo, их столкновение, похоже, способствует образованию не только железа и серебра, но и золота. Эта золотая вспышка поможет ученым лучше понять, как вообще образовалась Вселенная.

«Слияние нейтронных звезд может привести к созданию идеальной среды для интенсивного синтеза тяжелых элементов, которую пока невозможно создать искусственно. Изучение слияния нейтронных звезд помогает нам переписать необъяснимые главы нуклеосинтеза — научного термина для обозначения процесса образования новых атомных ядер, происходившего в первые секунды после Большого взрыва», — сказал Ю-Хан Ян, руководитель исследовательской группы Римского университета.

Ранее мы сообщали о том, как гамма-всплеск вызвал возмущения в земной атмосфере.