Астрономы связали облака Нептуна с солнечной активностью

Американские астрономы обнаружили ранее неизвестную связь между состоянием облачного покрова на Нептуне и циклами солнечной активности. Чем активнее Солнце, тем ярче облака на восьмой планете.

Снимки Нептуна, сделанные телескопом Hubble в период с 1994 по 2020 год. Источник: NASA, ESA, Erandi Chavez (UC Berkeley), Imke de Pater (UC Berkeley)

Это открытие было сделано на основании результатов наблюдений Нептуна, собранных за последние три десятилетия космическим телескопом Hubble, а также обсерваториями Кека и Лик. Компьютерный анализ выявил закономерность между сезонными изменениями облачного покрова Нептуна и солнечным циклом — одиннадцатилетним периодом, в ходе которого активность нашего светила достигает максимума, а затем постепенно снижается до минимальных значений.

Так в 2002 году количество ярких облаков на Нептуне резко увеличилось, но спустя всего пять лет планета потускнела. Нептун снова стал ярким в 2015 году, чтобы к 2020 году потемнеть до самого низкого уровня за всю историю наблюдений, когда большая часть его облаков попросту исчезла. Все эти изменения яркости планеты напрямую коррелируют с максимумами и минимумами солнечной активности.

Взаимосвязь между количеством облаков на Нептуне и солнечной активностью. Источник: NASA, ESA, LASP, Erandi Chavez (UC Berkeley), Imke de Pater (UC Berkeley)

По словам исследователей, их очень удивила выявленная закономерность. Дело в том, что Нептун получает в тысячу раз меньше солнечного света, нежели Земля. Поэтому они предполагали, что состояния облачного покрова Нептуна связаны со сменой его сезонов, которые происходят раз в сорок лет. Но оказалось, что все дело в Солнце.

По всей видимости, изменения во внешнем виде Нептуна вызваны фотохимическими процессами в верхних слоях атмосферы планеты, которые происходят из-за усиления потока ультрафиолетового излучения во время солнечных бурь. При этом, существует двухлетняя задержка между пиком активности Солнца и максимальным количество облаков на восьмой планете. Она связана с тем, что им требуется определенное время для формирования.