Астрономы сфотографировали таинственные радиокольца

Используя массив радиотелескопов MeerKAT, астрономы получили самые детальные на сегодня снимки загадочных колец, наблюдаемых в радиодиапазоне.

Одно из гигантских колец, сфотографированных радиотелескопом MeerKat. Источник: J. English (U. Manitoba) / EMU / MeerKAT / DES(CTIO)

Гигантские кольца были обнаружены в 2020 году в ходе наблюдений, выполненных на австралийском радиотелескопе ASKAP. Их диаметр составляет примерно миллион световых лет. Это на порядок больше, чем размер нашей Галактики. Загадочные структуры поставили астрономов в тупик: до этого им не приходилось сталкиваться с подобными образованиями.

В попытке раскрыть загадку колец, исследователи воспользовались южноафриканским радиотелескопом MeerKAT. В процессе наблюдений им удалось установить, что эти структуры окружают галактики, в центре которых расположены активные сверхмассивные черные дыры. Также астрономам удалось найти внутри колец несколько изогнутых радионитей, природа которых остается неизвестной.

По итогам наблюдений ученые выдвинули три основные гипотезы происхождения колец. Согласно первой версии они являются продуктами гигантского взрыва в центре галактики вызванного событием вроде слияния двух сверхмассивных черных дыр. Согласно второй гипотезе, кольца возникли в результате активности джетов, вырывающихся из галактического ядра. Третья версия гласит, что все дело во вспышке звездообразования в галактике, которая выбросила за ее пределы горячий газ, сформировавший сферическую ударную волну.

По словам ученых, в будущем они намереваются продолжить наблюдения, чтобы раскрыть природу необычного феномена. Напомним, что недавно MeerKat сфотографировал крупнейшую ударную волну во Вселенной.

Опасность для астронавтов: лекарства испортятся при путешествии на Марс