Астрономы сфотографировали столкновение трех скоплений галактик

Международная команда астрономов опубликовала эффектное изображение, демонстрирующее грандиозное столкновения, в котором участвует не менее трех групп галактик. Оно было  получено в ходе наблюдений, выполненных рентгеновскими обсерваториями Chandra и XMM-Newton, а также наземными радиотелескопами.

Скопление галактик Abell 2256. Источник: Chandra: NASA/CXC/Univ. of Bolonga/K. Rajpurohit et al. / XMM-Newton: ESA/XMM-Newton/Univ. of Bolonga/K. Rajpurohit et al. / LOFAR: LOFAR/ASTRON; GMRT: NCRA/TIFR/GMRT; VLA: NSF/NRAO/VLA; Optical/IR: Pan-STARRS

Опубликованный снимок демонстрирует Abell 2256: галактический кластер, расположенный на расстоянии 780 млн световых лет от Земли. Астрономы изучили его с целью определения происхождения. Подобные галактические скопления являются одним из крупнейших объектов во Вселенной. Они состоят из сотен или даже тысяч галактик и содержат огромные объемы разогретого до температуры в миллионы градусов газа. Этот газ является источником рентгеновского излучения. Именно поэтому исследователи и задействовали Chandra и XMM-Newton с целью картографирования его структуры.

Анализ собранных телескопами данных показал, что Abell 2256 образовался в ходе столкновения, в котором участвовали, по меньшей мере, три разные группы галактик. На опубликованном исследователями снимке, голубой цвет соответствует данным в рентгеновском диапазоне, собранным Chandra и XMM-Newton; красный — данным радиотелескопов GMRT, LOFAR и VLA; белый и желтый — данным в видимом свете и ближнем инфракрасном диапазоне небесного обзора Pan-STARRs.

Радиоизлучение Abell 2256 имеет комплексную природу. Одним из его источников являются сами галактики, а точнее говоря, их ядра, в которых расположены сверхмассивные черные дыры. Они производят джеты, чьи частицы либо устремляются в космос по прямой (буквы С и I на аннотированном изображении), либо сталкиваются с окружающими газовыми облаками и замедляются, что приводит к образованию сложных структур (буквы A, В и F).

Скопление галактик Abell 2256 (аннотированное изображение). Источник: Chandra: NASA/CXC/Univ. of Bolonga/K. Rajpurohit et al. / XMM-Newton: ESA/XMM-Newton/Univ. of Bolonga/K. Rajpurohit et al. / LOFAR: LOFAR/ASTRON; GMRT: NCRA/TIFR/GMRT; VLA: NSF/NRAO/VLA; Optical/IR: Pan-STARRS

Радиоволны также исходят от огромных нитевидных структур (помеченных как «реликты»), в основном расположенных к северу от радиоизлучающих галактик. Вероятно, они образовались, когда столкновение создало ударные волны и ускорило частицы в газе на расстоянии более двух миллионов световых лет.

Наконец, вблизи центра столкновения находится «гало» радиоизлучения. Согласно разработанной учеными модели, оно может быть вызвано повторным ускорением частиц при быстрых изменениях температуры и плотности газа, вызванного последствиями галактического столкновения. Однако эта модель пока что не может объяснить все особенности радиоданных. Поэтому исследователи намереваются продолжить изучение Abell 2256 и других подобных объектов.

Вы также можете почитать о том, как Chandra помог астрономам найти сотни скрытых черных дыр.