Астрономы сфотографировали молодой аналог Юпитера

Используя телескопы Обсерватории Кека, астрономы сумели получить прямые изображения новорожденной экзопланеты в системе AF Зайца. На сегодняшний день эта самая маленькая экзопланета, которую удалось сфотографировать.

Фотографии экзопланеты в системе AF Зайца. Источник: Kyle Franson, University of Texas at Austin/W. M. Keck Observatory

AF Зайца расположена на расстоянии 87,5 световых лет от Земли. Она представляет собой молодое светило спектрального класса F. На земном небе звезда находится на грани видимости невооруженным взглядом.

Теперь мы знаем, что в этой системе есть как минимум одна экзопланета. Она была обнаружена группой исследователей из Техасского университета в Остине при помощи метода астрометрии  — путем измерения малозаметных изменений положения AF Зайца относительно других звезд в течение многих лет. Анализ показал, что они вызваны телом, чья орбита проходит на  расстоянии примерно 8 а. е. от светила, а масса в три раза превышает массу Юпитера.

Для дальнейшего подтверждения открытия были задействованы телескопы Обсерватории Кека. Благодаря наличию системы адаптивной оптики и коронографа, астрономы сумели отсечь свет AF Зайца и уловить световой поток идущий от самой экзопланеты (он примерно в 10 тысяч раз слабее самой звезды).

Это важное достижение. На сегодняшний день астрономам удалось получить прямые изображения всего пары десяткой экзопланет — и экзопланета в системе AF Зайца, наименьшая из них. Этот мир наверняка станет предметом для будущих наблюдений со стороны как телескопа James Webb, так и наземных обсерваторий следующего поколения.

Ранее мы рассказывали о том, как астрономы обнаружили не развившийся зародыш газового гиганта.

Сильно поврежденные колеса не мешают Curiosity открывать неизведанные сокровища Марса