Астрономы против Google: как история с возрастом Вселенной обнажила ключевые проблемы интернета

Результаты выдачи сайта Google по англоязычному запросу «age of universe» («возраст Вселенной») разозлили многих астрономов, обвинивших его в дезинформации. Дело в том, что в ответ на этот запрос, поисковик начал выдавать ответ 26,7 млрд лет, что противоречит общепринятой научной оценке.

Споры о возрасте Вселенной

Все началось несколько дней назад, когда физик Раджендра Гупта из Университета Оттавы опубликовал свою статью. В ней он пересмотрел стандартную теорию того, как развивалась наша Вселенная, и пришел к выводу, что она может быть вдвое старше, чем считалось до сих пор.

Карта участка Вселенной, демонстрирующая расположение и цвета 200 тысяч галактик. Источник: Visualization by B. MéNard & N. Shtarkman

Гупта обосновал свой вывод предположением, что фотоны могут терять часть энергии во время длительного путешествия сквозь пространство. Этот эффект приведет к изменению их частоты, что будет наблюдаться нами как смещение спектра небесных тел в красную сторону. В свою очередь это означает, что галактики находятся намного дальше, чем считалось ранее, а возраст Вселенной почти двое превышает существующие оценки и составляет 26,7 млрд лет.

По мнению Гупты, это могло бы объяснить, почему многие из ранних галактик на краю наблюдаемой Вселенной являются такими большими и развитыми. Ведь если его интерпретация верна, у них было на несколько миллиардов лет больше времени, чтобы эволюционировать.

Наука и «сенсационные» гипотезы

Несмотря на поднятую публикацией Гупты интересную возможность, надо понимать, что речь идет об одной статье, написанной одним человеком. Существующая оценка возраста Вселенной в 13,8 млрд лет базируется на занявших десятилетия результатах исследований, в которых принимали участие десятки тысяч ученых, использовавшие лучшие в мире телескопы и многократно перепроверявшие результаты друг друга.

Вселенная. Фото: Unsplash

Можно ли предположить, что все они глубокого заблуждаются? Безусловно, в истории науки бывали случаи, когда общепринятые теории признавались неправильными и сменялись новой концепцией. Но каждый раз это происходило по мере постепенного накопления данных, показывающих ошибочность существующей парадигмы.

Также, надо понимать, что утверждение такого экстраординарного масштаба требует таких же экстраординарных доказательств, на получение и подтверждение которых уйдут, как минимум, годы. Лишь после этого можно будет говорить о том, что существующие модели ошибочны. И да, как мы уже сказали, в истории науки действительно бывали такие примеры. Но при этом, не стоит забывать, что на каждую фундаментальную теорию, успешно прошедшую проверку, приходятся тысячи «сенсационных» гипотез, не получивших никакого подтверждения и о которых сейчас уже никто и не вспомнит.

Google против астрономов

Разумеется, подобные тонкости не особо интересуют большинство новостных сайтов, ставящих во главу угла максимально громкий и кликбейтный заголовок. Именно это и произошло со статьей Гупты, которая была подана многими СМИ как доказанный факт.

Все это приводит нас к Google. Поисковик подхватил новость о возрасте Вселенной, после чего стал выдавать цифру в 26,7 млрд лет со ссылкой на статью Гупты в ответ на соответствующий запрос. После того как об этом стало известно, многие ученые фактически обвинили Google в дезинформации.

Не исключено, что на фоне поднявшейся шумихи уже в ближайшее время Google исправит свою выдачу. Но в любом случае, история с возрастом Вселенной более чем наглядно продемонстрировала особенность работы алгоритмов поисковика, для которых главную роль играют свежие заголовки, а не точность подаваемой информации.

Также стоит обратить внимание на то, что ответ Google зависит от языка запроса. Многие пользователи уже саркастически отметили, что судя по всему возраст Вселенной составляет 26,7 млрд лет лишь для англоговорящих пользователей. В то время как для всех остальных жителей Земли он все еще равен 13,7 млрд лет. Результаты выдачи Google также очень зависят и от формы запроса. Например, если ввести «universe age», то мы получим ответ «от 13 до 14 млрд лет», в то время как при запросе «age of universe» ответ составит 26,7 млрд лет.

В любом случае, история с возрастом Вселенной является хорошим примером того, как происходит распространение информации в интернете и принципов работы нынешних поисковых алгоритмов, готовых подать, как общепризнанную истину, любую информацию с громким заголовком и непроверенным содержанием. Вполне возможно, что если бы статья Гупты рассказывала о том, что на самом деле Земля квадратная, сейчас Google также выдавал бы это в ответ на вопрос о форме нашей планеты.

Все вышесказанное вновь приводит нас к прописной истине. Занимаясь поиском в интернете, стоит всегда перепроверять источник информации, а не полагаться на заботливо подсунутую поисковиком первую ссылку, как непреложный факт.