Астрономы пронаблюдали рождение тройной звездной системы

Международная команда исследователей использовала комплекс радиотелескопов ALMA, для наблюдения за молодой тройной звездной системой. Им удалось идентифицировать структуры, подпитывающие новорожденные звезды.

Особенности формирования кратных звезд

Звезды не всегда светят в одиночку. Более половины из них имеют компаньонов. Как именно возникают системы, состоящие из нескольких звезд, все еще остается загадкой. К настоящему времени предложено несколько возможных сценариев их образования, но астрономы пока не пришли к единому мнению по поводу того, какой из них ближе к истине.

Тройная звездная система IRAS 04239+2436 в представлении художника. Источник: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)

Кроме того, исследующие новорожденные кратные системы ученые, открыли кое-что интригующее. Они увидели газовые структуры, которые назвали стримерами. Это космические «трубопроводы», которые несут жизненно важные материалы прямо к протозвездам. Наблюдение за стримерами очень важно, поскольку они показывают, как протозвезды поглощают газ для своего роста.

Для понимания процесса образования кратных звезд и изучения стримеров, исследователи прибегли к помощи ALMA. Его мощности и разрешающей способности достаточно, чтобы рассмотреть их структуру. Целью наблюдений стала новорожденная система IRAS 04239+2436, расположенная на расстоянии 460 световых лет от Земли.

Новорожденная тройная система

В ходе наблюдений ALMA удалось уловить радиосигналы молекул монооксида серы (SO). Подобно хлебным крошкам, они привели астрономов к открытию трех колоссальных спиральных рукавов, поставляющих вещество прямо к новорожденным звездам. Их протяженность составляет 400 а. е. Это в десять раз больше, чем расстояние между Солнцем и Плутоном.

Результаты наблюдения ALMA за тройной звездной системой IRAS 04239+2436. Источник: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), J.-E. Lee et al.

Исследователям удалось измерить скорость перемещения газа внутри рукавов. Далее, они сравнили полученные данные с результатами моделирования, чтобы проверить различные версии формирования IRAS 04239+2436. Ранее предлагалось два основных сценария формирования кратных звезд. Первый — сценарий турбулентной фрагментации, то-есть турбулентное газовое облако распадается на газовые конденсаты, каждый из которых развивается в протозвезду. Второй — сценарий фрагментации диска, при котором новые протозвезды рождаются из газового диска, окружающего уже образовавшуюся протозвезду.

В итоге, исследователи пришли к выводу, что три протозвезды IRAS 04239+2436 родились в результате гибридного сценария. В нем процесс звездообразования начинается с турбулентного облака газа, аналогично сценарию турбулентной фрагментации. Затем в диске образуются зачатки новых протозвезд (как в сценарии фрагментации диска), а окружающая газовая турбулентность приводит к расширению и удлинению спиральных рукавов, которые затем подпитывают новые звезды.

Ранее мы рассказывали о том, как ALMA раскрыл тайны формирования планет.

По материалам https://www.almaobservatory.org