Астрономы обнаружили субюпитер в окрестностях центра Млечного Пути

Международная команда астрономов объявила об обнаружении ранее неизвестной экзопланеты, относящейся к классу субюпитеров. Она обращается вокруг красного карлика, находящегося в окрестностях центра Млечного Пути.

Событие микролинзирования

21 марта 2014 года коллаборация OGLE зарегистрировала событие микролинзирования, получившее обозначение OGLE-2014-BLG-0319. Его также пронаблюдала и другая команда астрономов, подтвердившая, что это не ошибка измерений.

Схема возможного изменения блеска звезд (в зависимости от наличия у них планет) во время события гравитационного микролинзирования. Источник: NASA, ESA & L. Calçada

События микролинзирования возникают, когда гравитация более близкой к Земле звезды увеличивает свет от далекой звезды, действуя как линза. Если при этом у нее есть собственные планеты, то астрономы могут вычислить их вклад в эффект линзирования.

Основное преимущество метода микролинзирования состоит в том, что он позволяет находить планеты на очень большом расстоянии от Земли. Основной недостаток — такие события весьма редко повторяются, что не дает возможность проводить повторные наблюдения.

Субюпитер в центре Млечного Пути

В ходе недавнего исследования команда астрономов изучила данные наблюдений события OGLE-2014-BLG-0319. Им удалось обнаружить сигнал, соответствующий наличию у звезды планетоподобного спутника.

Экзопланета у красного карлика в представлении художника. Источник: NASA

В ходе последующего анализа ученые пришли к выводу, что речь идет о субюпитере. Так называют объекты, занимающие промежуточное положение между телами вроде Нептуна и Юпитера.  Масса вновь открытой экзопланеты составляет 0,49 от юпитерианской. Ее орбита проходит на расстоянии 3,5 а.е. от своей родительской звезды. Что касается самого светила, то оно представляет собой красный карлик.

Еще один интересный аспект находки заключается в том, что экзопланета расположена на расстоянии 25 200 световых лет от Земли, неподалеку от балджа Млечного Пути. Так называют большое облако звезд, плотно окружающее со всех сторон галактический центр.

Ранее мы писали о том, как астрономам удалось найти водяной пар в атмосфере супернептуна.