Астрономы открыли новую экзопланету размером с Сатурн

Команда астрономов, работающая с космическим телескопом TESS, объявила об открытии новой экзопланеты. Она имеет размеры Сатурна и может активно терять атмосферу из-за близости материнской звезды.

Планета теряет атмосферу
Планета теряет атмосферу. Источник: phys.org

Поиски экзопланет

Международная команда астрономов сообщает об открытии новой экзопланеты, вращающейся вокруг звезды солнечного типа. Новонайденный мир получил обозначение TOI-1135 b. Он молодой, горячий и по размеру сравнимый с Сатурном.

На сегодня спутник NASA Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS) обнаружил почти 7100 экзопланет-кандидатов (TESS Objects of Interest, или TOI), из которых 420 уже подтверждены. С момента запуска в апреле 2018 года TESS с помощью массива широкоугольных камер проводит обзор около 200 000 самых ярких звезд вблизи Солнца с целью поиска транзитных экзопланет, в том числе и планет-гигантов.

Группа астрономов во главе с Мануэлем Маллоркином Диасом из Университета Ла-Лагуна (Испания) подтвердила еще один мир, за которым наблюдает TESS. Они обнаружили транзитный сигнал в кривой блеска TOI-1135 — молодой звезды солнечного типа спектрального класса G0 на расстоянии около 371 светового года. Планетарная природа этого сигнала была подтверждена дальнейшей фотометрией и спектроскопией.

Планета теряет атмосферу

TOI-1135 b имеет радиус около 0,8 радиуса Юпитера, а ее масса составляет примерно 0,062 юпитерианской, что дает плотность на уровне 0,16 г/см3. Планета вращается вокруг своего спутника каждые 8,02 суток на расстоянии 0,082 а.е. от него. Равновесная температура TOI-1135 b оценивается в пределах 950–1200 К.

Таким образом, полученные результаты указывают на то, что TOI-1135 b является газовым гигантом, похожим по размерам на Сатурн, однако менее массивным, чем он. Планета имеет раздутую атмосферу, вероятнее всего, благодаря мощному звездному излучению.

Астрономы предполагают, что TOI-1135 b может находиться в процессе сдувания атмосферы из-за фотоиспарения. Они отметили, что планета имеет высокую скорость потери массы — около 39 масс Земли за один миллиард лет, поэтому в конце концов она потеряет большую часть своей атмосферы за несколько сотен миллионов лет. Планеты-гиганты с массой меньше сатурнианской склонны к потере всей или большей части своей атмосферы на ранних стадиях, если они получают достаточное количество излучения от материнской звезды, что может быть в случае с TOI-1135 b.

Материнская звезда TOI-1135 немного больше и массивнее Солнца, а ее светимость находится на уровне 1,7 солнечной. По оценкам, возраст звезды составляет от 125 млн до 1 млрд лет, а ее эффективная температура — примерно 6122 К.