Астрономы открыли 21 экстремально легкий белый карлик

На основе данных массива телескопов LAMOST и спутника Gaia астрономы открыли 21 экстремально легкий белый карлик. Масса каждого из них не превышает 0,3 солнечных.

Астрономы открыли 21 экстремально легкий белый карлик
Экстремально легкие белые карлики. Источник: Space.com

21 экстремально легкий белый карлик

Команда китайских астрономов из Университета в Нанкине недавно применила данные массива телескопов Large Sky Area Multi-Object Fiber Spectroscopic Telescope (LAMOST) для поиска необычных белых карликов. Ученые скомбинировали его данные с результатами исследования звездного неба космическим аппаратом Gaia и получили перечень из 136 интересных объектов.

Каждый из них мог оказаться так называемым экстремально маломассивным белым карликом. Особенностью этих объектов является то, что они легче 0,3 масс Солнца. До этого их было известно около 100. В новом исследовании ученые обратились к спектроскопии, чтобы выделить среди 136 кандидатов действительно необычные звезды.

Большинство из них оказалось вполне обычными объектами. Однако 21 экстремально легкий белый карлик среди них все же нашелся. Более того, по крайней мере два объекта, J0338+4134 и J1129+471, являются двойными системами, суммарная масса компонентов в которых менее 30 процентов массы Солнца.

Чем экстремально легкие белые карлики заинтересовали ученых

Причина, по которой каждый экстремально легкий белый карлик привлекает внимание ученых, заключается в том, что, в соответствии с действующими астрофизическими представлениями, эти объекты обычным путем образоваться не могли. Во Вселенной просто нет настолько маломассивных красных гигантов, которые могли бы породить их при сбросе внешних оболочек.

Но их все же находят. Причем почти всегда — в двойных системах. Это приводит исследователей к мысли, что образовались они вследствие каких-то катастрофических процессов потери массы. Но каких именно, они сказать не могут.