Астрономы обнаружили в спектре звезды 65 химических элементов

Спектр звезды HD 222925 свидетельствует о наличии 65 химических элементов. Большинство из них образовалось в результате процесса, который называется «быстрый захват нейтронов». Светило может быть эталоном для обнаружения этих веществ в космосе.

Заря, которую обогатило элементами быстрый захват нейтронов
Звезда HD 222925, которую обогатил элементами быстрый захват нейтронов. Источник: BBC

«Эталонная» звезда

Исследование спектров космических объектов является основным методом определения веществ, из которых они состоят, в том числе и в случае, если последние попадают на них извне. Недавно астрономы обнаружили звезду HD 222925, в спектре которой присутствуют эмиссионные линии 65 разных элементов.

Чтобы увидеть в спектре светила линии, свидетельствующие о наличии того или иного элемента, нужно знать, как они выглядят. Какое-то время эталоном выступало наше Солнце. Это достаточно яркая звезда и нам удобно за ней наблюдать, но в ее спектре присутствует не так много элементов.

Теперь роль эталона может выполнять HD 222925. И дело не только в общем количестве различных элементов, обнаруженных на ней. 42 из них — тяжелые и находятся в нижней части периодической таблицы. Они образовались в результате процесса быстрого захвата нейтронов, также известного как r-процесс.

Чем интересен быстрый захват нейтронов

Элементы тяжелее железа рождаются в процессе взрыва сверхновой. Как только на звезде образуется определенное количество элемента номер 26, к его атомам начинают присоединяться свободные нейтроны. Это длится секунды, в течение которых образуются золото, селен и торий.

Этот процесс и называется скорым захватом нейтронов. Завершается он взрывом сверхновой. Большинство тяжелых элементов, образующихся таким образом, сосредотачивается в нейтронных звездах. Однако во время слияния пульсаров часть вещества из них рассеивается в космосе и становится составляющей других звезд.

Именно так и произошло с HD 222925. Наличие в составе этой звезды почти двух третей периодической таблицы позволяет понять, по каким конкретно путям идет быстрый захват нейтронов. Также выясняются подробности того, как тяжелые элементы путешествуют в космосе, чтобы стать частью не только светил, но и планет, подобных Земле.