Астрономы обнаружили редкий тип катаклизмических переменных

С помощью космического аппарата «Спектр-РГ» и установки Zwicky Transient Facility (ZTF) международная команда астрономов открыла новую систему катаклизмических переменных с затмениями, которая получила обозначение SRGeJ045359.9+622444 (сокращенно — SRGeJ0453). Об этом сообщается в статье на сервере препринтов arXiv.

Катаклизмическая переменная в представлении художника
Катаклизмическая переменная в представлении художника. Источник: ESA

Катаклизмические переменные (КЗ) — это двойные звездные системы, состоящие из первичной белой карликовой звезды, к которой притягивается вещество от компаньона в виде обычной звезды. Они нерегулярно увеличивают яркость во много раз, а затем снова падают до состояния покоя. Эти бинарные звезды были найдены во многих средах, таких как центр галактики Млечный Путь, или в открытых и шаровых скоплениях.

AM CVn звезды (названные в честь звезды AM Canum Venaticorum) — это редкий тип КЗ, в которых белый карлик аккретирует бедное водородом вещество из компактной звезды-компаньона. В целом такие системы являются богатыми гелием двойными звездами, в спектрах которых не видно следов водорода, с орбитальными периодами от 5 до 65 минут.

Теперь группа астрономов под руководством Антонио Родригеса из Калифорнийского технологического института (Caltech) сообщает об обнаружении еще одной системы AM CVn в рамках совместной программы SRG и ZTF по обнаружению катаклизмических переменных.

SRGeJ0453
Слева: рентгеновское изображение SRGeJ0453 в диапазоне энергий 0,32,3 кэВ из объединенных данных четырех обзоров всего неба «Спектр-РГ» и eROSITA. Справа: оптическое изображение вокруг SRGeJ0453. Источник: Rodriguez et al

Согласно исследованию, SRGeJ0453 состоит из белого карлика и звезды-донора, которая изначально могла быть водородной звездой или гелиевым белым карликом. Обнаружено, что звезда-донор имеет радиус около 0,078 радиуса Солнца и массу около 0,044 солнечных, тогда как масса аккретора белого карлика оценивается примерно в 0,85 массы Солнца. Наблюдения показали, что SRGeJ0453 имеет период вращения 55 минут и находится на расстоянии около 780 световых лет от Земли.

Астрономы отметили, что оптический спектр SRGeJ0453 имеет общие черты для AM CVn систем. Они обнаружили, что все линии нейтрального гелия (He I) имеют узкое центральное поглощение, которое обычно наблюдается у почти предельных катаклизмических переменных, и AM CVn среди них.

Наблюдения также обнаружили глубокие затмения в оптических кривых блеска SRGeJ0453, а также низкоамплитудное мерцание, возможно, вызванное аккреционным диском. Это делает ее девятой затемненной AM CVn системой, обнаруженной на сегодняшний день. Исследователи отмечают, что индекс жестких фотонов SRGeJ0453 указывает на возможную магнитную природу этой КЗ, однако для ее подтверждения нужны дальнейшие исследования.

Ранее мы сообщали о редкой переменной звезде смешанного типа.