Астрономы обнаружили новый коричневый карлик, вращающийся вокруг красного карлика

Возраст нового коричневого карлика может достигать более 5 млрд лет.

Астрономы из Университета штата Пенсильвания (США) и других стран обнаружили массивный коричневый карлик, вращающийся вокруг M-карлика, известного как TOI-2119. Только что найденный объект почти в 70 раз больше Юпитера вращается вокруг своей материнской звезды по эксцентрической орбите.

Коричневые карлики — это промежуточные объекты между планетами и звездами. Диапазон их масс составляет от 13 до 80 юпитерианских. Хотя на сегодняшний день было обнаружено немало коричневых карликов, объекты, которые вращаются вокруг других звезд, — редкая находка.

Коричневый карлик. Фото: Newscientist

Наблюдения показали, что массивные коричневые карлики, вращающиеся вокруг своей материнской звезды на относительно близком расстоянии (менее 3,0 а.е.), чрезвычайно редки и их трудно обнаружить. Эту так называемую пустыню коричневых карликов‎ астрономы постоянно изучают с помощью различных методов, стремясь найти других представителей этого необычного типа.

Теперь группа ученых во главе с Калебом И. Каньясом из штата Пенсильвания сообщает о находке нового массивного коричневого карлика, вероятно, еще одного представителя этой пустыни. Новый объект, обозначенный как TOI-2119.01, был идентифицирован спутником NASA Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS). То, что это — коричневый карлик, было подтверждено с помощью комбинации наземной и космической фотометрии и высокоточного измерения.

Коричневый карлик совершает один оборот вокруг TOI-2119 за 7,2 суток по орбите с достаточно большим эксцентриситетом (0,336), средним радиусом 0,064 а.е. и наклоном 88,5°. Температура этого объекта, измеренная по его яркости, составляет около 2100 К.

Материнская звезда TOI-2119 — карлик класса М. По размеру и массе она вдвое меньше Солнца. Период ее вращения вокруг оси составляет 13,2 суток, металличность — на уровне 0,1, а ее эффективная температура равна 3553 К. Астрономы предполагают, что возраст этого светила от 700 млн до 5,1 млрд лет.

Исследователи также подчеркнули, что высокий эксцентриситет TOI-2119.01 может быть результатом динамического взаимодействия с еще одной планетой с большим периодом вращения (ее пока обнаружить не удалось). Они добавляют, что большая масса этого коричневого карлика указывает на сценарий формирования из-за гравитационной нестабильности в протопланетном диске.

Напомним, недавно команда британских ученых обнаружила белый карлик с рекордным периодом вращения.

По материалам Phys.org