Астрономы обнаружили необычно массивную черную дыру в центре крохотной галактики

В ходе изучения окрестностей Млечного Пути американские астрономы обнаружили необычайно массивную черную дыру, расположенную в центре карликовой галактики. Находка может изменить наши представления о галактической эволюции.

Млечный Путь. На врезке показана карликовая галактика Лев 1. Источник: ESA/Gaia/DPAC; SDSS (inset)

Открытие было сделано во время наблюдений галактики Лев 1. Она расположена на расстоянии 820 тысяч световых лет от Земли и считается одной из самых дальних галактик-спутников Млечного Пути. Астрономы выбрали этот объект, потому что он почти не содержит темной материи — загадочной субстанции, составляющей основную часть массы Вселенной.

Для изучения Льва 1 астрономы воспользовались инструментом VIRUS-W, смонтированном на 2,7-метровом телескопе обсерватории МакДональд. Они измерили скорости звезд галактики, чтобы определить характеристики ее центрального региона. Наблюдения преподнесли неожиданный результат. Астрономы установили, что в центре галактики находится черная дыра. Само по себе это не является сенсацией, поскольку черные дыры расположены в ядрах большинства крупных галактик. Все дело в ее массе. Она в 3,3 млн раз превышает солнечную. Это сопоставимо с массой черной дыры в центре нашего Млечного Пути (4,3 млн солнечных).

По словам исследователей, пока что они не знают, как черная дыра таких огромных размеров могла сфоромироваться в центре столь крохотной галактики — ведь согласно имеющимся оценкам, общая масса Льва 1 составляет порядка 20 млн солнечных. С другой стороны, находка может объяснить процесс роста черных дыр в массивных галактиках. На протяжении своей жизни они поглощают множества карликовых галактик. В ходе этого процесса их черные дыры сливаются воедино. Если Лев 1 не является аномалией, то этот механизм может дать ответ на вопрос о том, как некоторые галактики могли обзавестись черными дырами с очень большими массами.

Напомним, что совсем недавно астрономы нашли ближайшую к Земле пару сверхмассивных черных дыр, которая в будущем сольется воедино.