Астрономы объединили прямые и косвенные методы поиска экзопланет

Астрономы испытали новый быстрый метод поиска экзопланет. Они сначала нашли косвенными методами звезду с явно неравномерным движением, а затем направили на нее Чрезвычайно мощный телескоп. Так была открыта HIP 99770 b.

Новая экзопланета
Новая экзопланета. Источник: phys.org

Новая экзопланета

Международная группа ученых заявила о прорыве в открытии экзопланет. Новый метод позволит очень быстро и надежно идентифицировать их. Используемые до сих пор способы, требуют длительного наблюдения звезды с помощью мощных телескопов.

Новый метод в основном базируется на общих архивных данных и кратковременных прямых наблюдениях. Благодаря его применению удалось открыть планету у звезды HIP 99770 b, которая вдвое массивнее Солнца, но в целом ее система очень напоминает нашу. Она окружена кольцом ледяных обломков, похожим на пояс Койпера.

Новая открытая планета HIP 99770 b примерно в 14–16 раз больше Юпитера. Это делает ее кандидатом в коричневые карлики, но для исследования это не важно. Главное, что метод действительно работает.

Снимок телескопа Subaru
Снимок телескопа Subaru. Источник: T. Currie/Subaru Telescope, UTSA

В чем заключается новый метод

Чтобы открыть у HIP 99770 планету, ученые начали с метода точной астрометрии. Все звезды имеют собственное движение по отношению к Солнцу, независимо от вращения Земли. Оно всегда линейное и равномерное. Если в нем присутствует неравномерность, значит что-то тормозит звезду.

С помощью каталога, содержащего наблюдения аппаратов Gaia и Hipparcos, исследователи определили неравномерности движения светила, накопившиеся за 25 лет наблюдений. Стало ясно, что планета у него есть, и ее нужно только подтвердить.

Поэтому на звезду направили телескоп Subaru, расположенный на Гавайских островах. На нем установлен коронограф Subaru Coronagraphic Extreme Adaptive Optics (SCExAO), позволяющий «отсекать» свет звезды и видеть экзопланеты.