Астрономы нашли «близнеца» Солнца

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Большинство светил Млечного Пути родились в гигантских газово-пылевых облаках, также называемых «звездными яслями». На определенном этапе своего существования такие облака начинают уплотняться под действием гравитационной неустойчивости и делиться на все более и более мелкие сгустки, становящиеся зародышами будущих звездных систем.

Один из регионов активного звездообразования в Млечном Пути. Источник: NASA/ESA and the Hubble Heritage Team (AURA/STScI)/HEIC

У астрономов нет оснований полагать, что Солнце является исключением из этого правила. Скорее всего, сразу после рождения наша звезда входила в состав скопления, состоящего из нескольких тысяч аналогичных молодых светил. Со временем оно распалось, и его «обитатели» рассеялись по всему Млечному Пути.

За последние годы сразу несколько команд астрономов задались целью разыскать этих пропавших «родственников» Солнца, чтобы лучше понять, где именно в Галактике и при каких условиях сформировалась наша звезда. Одна из этих групп недавно отчиталась об успехе. Исследователи сумели найти объект, который можно назвать «близнецом» Солнца.

Звездное скопление ESO/H. Sana, содержащее несколько тысяч молодых звезд. Скорее всего, наше Солнце некогда находилось в аналогичном скоплении. Источник: ESO/H. Sana

Вначале астрономы проанализировали данные о спектрах 230 тыс. звезд, собранные в рамках проекта AMBRE. Он относится к области так называемой «галактической археологии». Основная задача этого проекта заключается в определении параметров звездных атмосфер, спектры которых были получены при помощи спектрографов, установленных на телескопах Европейской Южной обсерватории.

После этого ученые сравнили данные AMBRE с результатами астрометрических наблюдений, выполненных космическим телескопом Gaia. В результате им удалось идентифицировать звезду, чей возраст и химический состав очень близки к солнечным. Это говорит о том, что она могла сформироваться в том же «материнском» скоплении. Звезда известна под обозначением HD 186302. Интересно, что помимо сходного возраста и химического состава оба светила относятся к одному и тому же спектральному классу (желтый карлик).

Солнце. Источник: SDO/NASA

HD 186302 может быть потенциальным кандидатом для поиска внеземной жизни. В посвященном открытию пресс-релизе, астрономы с осторожностью упомянули одну из разновидностей гипотезы панспермии, согласно которой жизнь может распространяться между экзопланетами в звездных скоплениях.

По материалам  http://www.iastro.pt