Астрономы нашли «звездное топливо» вокруг галактик

Обнародованное недавно исследование свидетельствует, что каждая из галактик окружена облаками газа. Этот газ выступает в качестве «топлива» для того, чтобы зажигать новые звезды.

Зоряне паливо
Облака межгалактического газа. Источник: NASA, ESA, D. Player (STScI)

Галактики превращают газ в звезды

Звезды в галактиках образуются из водорода. Поэтому процесс звездообразования в них нуждается в постоянной подпитке этим топливом. Но берут ли галактики его откуда-то извне или хватает им запасов, которые находятся в составе газово-пылевых туманностей? До сих пор на этот вопрос не было ответа.

Астроном из Университета Аризоны Санчаита Бортакур опубликовал в Astrophysical Journal исследование, в котором доказал, что звездные системы окружены невидимыми газовыми облаками. Гравитационные силы галактик постепенно вовлекают в себя этот газ и используют в качестве строительного материала для новых поколений звезд.

Для доказательства автор публикации использовал данные из каталога радиотелескопа Аресибо и каталога объектов, исследованных спектрометром телескопа Hubble в инфракрасном диапазоне. Далее он применил к этим данным метод, называемый кросс-корреляцией, благодаря чему смог установить связь между галактиками и облаками межгалактического газа. В будущих исследованиях Бортакур надеется найти и сами пути, по которым газ следует от облаков к зонам звездообразования.

Сколько «звездного топлива» мы не видим

Исследование Бортакура очень важное. Недавно ученые пришли к выводу, что они сильно недооценивали темпы звездообразования в галактиках. Из этого следует, что имеющегося водорода им не хватило бы для такого количества звезд. Новое исследование отлично объясняет, откуда берется «лишний» водород.

Оно также заставляет задуматься о тех массах газа, которые находятся за пределами галактик. Этот газ мы почти не видим. Преимущественно мы можем оценивать его массу по тому, как она ослабляет свет от далеких объектов. Но оценка, сделанная на основе таких наблюдений, является неточной. Вполне возможно, что мы сильно недооцениваем массу газа в межгалактическом пространстве. Это может повлиять на всю картину эволюции Вселенной.