Астрономы нашли защитный экран у Магеллановых облаков

Американские астрономы сообщили об обнаружении «короны», окружающей Большое и Малое Магелланово облако. Она выполняет роль защитного экрана, помогая им сохранять форму и поддерживать процессы формирования новых звезд.

Невидимый защитный экран

Наш Млечный Путь обладает рядом галактик-спутников. Крупнейшими и наиболее известными из них являются Большое и Малое Магеллановы облака. Расчеты показывают, что они постепенно приближаются к Млечному Пути и через миллиарды лет сольются с ним.

Богатая звездами область вокруг Туманности Тарантул в Большом Магеллановом облаке. Источник: ESO

Процесс сближения с Млечным Путем сопровождается выбросом газа из обеих галактик. Но при этом, они обе все еще сохраняют свою форму и активно формируют новые светила. Многие ученые давно предполагали, что существует некий механизм, защищающий Магеллановы облака от полной потери запасов газа. Компьютерное моделирование показало, что наилучшим кандидатом для роли подобного экрана является «корона» — обширная оболочка из ультрагорячего газа, которая подобно кокону окружает галактики. Но еще до недавнего времени это оставалось лишь теорией. Поскольку корона практически невидима, астрономы никак не могли подтвердить ее существование.

В поисках короны Магеллановых облаков

Все изменилось после публикации статьи в журнале Nature. В ней содержатся результаты исследования, проведенного командой американских астрономов. Им удалось доказать существование короны у Магеллановых облаков.

Иллюстрация взаимного расположения Солнца, Млечного Пути, Магеллановых облаков и окружающей их короны. Источник: STScI, Leah Hustak

Чтобы обнаружить корону, ученые изучили архив ультрафиолетовых наблюдений телескопа Hubble и спутника FUSE за 28 квазарами. Они находятся на небе на том же участке, где должна располагаться корона. Исследователи рассудили, что хоть корона и слишком тускла, она все равно должна создавать что-то вроде «тумана», который ослабит свет от находящихся позади него фоновых объектов.

Последующий анализ подтвердил существование короны. Она тянется на 100 тысяч световых лет от Магеллановых облаков. По мнению ученых, она представляет собой остаток первичного газового облака, из которого некогда сформировались эти галактики. В наши дни корона играет роль защитного барьера, который замедляет выбрасываемый из Магеллановых облаков газ и не дает ему уйти в межгалактическое пространство.