Астрономы нашли способ спасти обсерваторию Аресибо, а марсоход Curiosity установил новый рекорд: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: исследователи обнаружили пагубное влияние микрогравитации на человеческий мозг; компания Unistellar разработала технологию по улучшению астрофотосъемки путем устранения светового загрязнения, а мы рассказываем, к каким глобальным последствиям приведет подрыв Каховской ГЭС.

«Ничто так не заслуживает нашего покровительства, как продвижение науки и литературы. Знания в каждой стране являются самой надежной основой общественного счастья».

― Джордж Вашингтон

Технология тотального устранения светового загрязнения улучшает астрофотосъемку

Компания Unistellar уверяет, что разработала новую технологию, способную устранить препятствия городского освещения во время астрофотографии или простого созерцания звезд в телескопы. В компании говорят, что все больше людей перебирается жить в города, поэтому яркость городского неба растет примерно на 10% ежегодно. Технология, получившая название Deep Dark Technology («Технология глубокой темноты»), автоматически устраняет любые визуальные помехи, вызванные городскими огнями. Представители компании утверждают, что ее набор собственных алгоритмов, которые были разработаны на основе многочисленных изображений неба, полученных пользователями камер телескопов, может автоматически отличать световой сигнал, поступающий от небесных тел, от шума и светового загрязнения, что дает возможность устранять световое искажение с каждого полученного изображения. Затем эти помехи фильтруются и удаляются автоматически, что позволяет небесному объекту, за которым ведут наблюдения, «просвечивать» сквозь них.

Космические полеты вызывают необратимые изменения в мозге человека

Ученым известно о пагубном влиянии микрогравитации на человеческий организм. Суровая среда космоса негативно влияет на мозг, мышцы, кости, нервную и репродуктивную системы. Но ученые до сих пор не знают всех деталей. Новое исследование проливает свет на проблему долгосрочных космических полетов, заключающейся в неблагоприятном влиянии микрогравитации на жидкость в человеческом мозге.

Используя МРТ-сканирование 30 астронавтов, исследователи обнаружили, что чем дольше продолжается космический полет, тем больше становится размер мозговых желудочков. До шести месяцев их размер неустанно увеличивается, после чего темпы изменений снижаются. Считается, что отек желудочков является компенсаторным механизмом, позволяющим мозгу приспособиться к изменениям в спинномозговой жидкости. После возвращения на Землю жидкость медленно возвращается к своему нормальному распределению.

В шаге от Луны: NASA провела критические испытания ракеты Artemis V

NASA проводит испытания новых двигателей RS-25, которые будут обеспечивать старт ракеты Space Launch System (SLS) к Луне в рамках миссии Artemis V. Последняя пока запланирована на 2029 год. Испытания предусматривают запуск двигателя для проверки его производительности. Недавно инженеры завершили девятый из серии 12 тестов на испытательном стенде Фреда Хейса в Космическом центре NASA им. Стенниса вблизи залива Сент-Луис (штат Миссисипи). Ожидается, что оставшиеся три испытания будут завершены до конца этого месяца. Во время последнего из них операторы обеспечивали работу двигателя RS-25 более восьми минут (500 секунд), что равно времени, необходимому для выхода на околоземную орбиту ракеты SLS вместе с пилотируемым кораблем Orion.

Астероидная миссия NASA будет запущена в октябре 2023 года

NASA опубликовала отчет независимой комиссии, посвященный ходу подготовки миссии Psyche. Документ подтверждает выполнение Лабораторией реактивного движения (JPL) всех необходимых рекомендаций и готовность аппарата к запуску в октябре 2023 года. Обновленный план полета предполагает, что Psyche будет запущен ракетой Falcon Heavy в период с 5 по 25 октября 2023 года. В 2026 году он выполнит гравитационный маневр в окрестностях Марса. Это позволит ему достичь астероида Психея (16 Psyche) в августе 2029-го — на 3,5 года позже, чем предполагалось изначально. В то же время, хотя JPL и смогла справиться с проблемами Psyche, последствия переноса его запуска еще долго будут сказываться на других проектах NASA.

Уменьшенная, но непревзойденная: опубликован план спасения обсерватории Аресибо

Прошло 2,5 года со времени аварии обсерватории Аресибо, а будущее знаменитого радиотелескопа все еще остается в подвешенном состоянии. Недавно астрономы обсерватории уточнили свои планы относительно его преемника, уменьшив масштабы. Антенна Аресибо в Пуэрто-Рико была важнейшим компонентом радиотелескопической инфраструктуры Соединенных Штатов в течение 57 лет, пока не была разрушена. Огромная 900-тонная платформа с приемным оборудованием упала на антенну из-за обрыва опорных кабелей, причинив значительный ущерб 300-метровому рефлектору.

Команда астрономов, включающая руководителя отдела радиоастрономии в Аресибо Анишу Роши, предложила идею создания Телескопа Аресибо следующего поколения (NGAT) — с решеткой наклоняемых антенн. Вместо одной огромной 300-метровой «тарелки» план предусматривает экономически эффективную альтернативу диаметром от 130 до 175 м. Общая масса NGAT составит 4300 тонн. Команда утверждает, что производительность предложенного телескопа превзойдет все другие радарные системы и одноантенные устройства.

Глобальный портрет Марса, созданный аппаратом Mars Express. Источник: ESA/DLR/FU Berlin/G. Michael

Европейское космическое агентство опубликовало новый глобальный портрет Марса. Он был составлен из снимков, сделанных камерой HRS на борту аппарата Mars Express. Специалисты миссии «сшили» воедино 90 кадров, отснятых с высот от 4 до 10 тыс. км. В центре изображения доминируют Долины Маринера — крупнейшая система каньонов в Солнечной системе, на фоне которой знаменитый земной Большой каньон показался бы настоящим карликом. Их длина составляет 4500 км (четверть окружности планеты), ширина — до 600 км, а максимальная глубина — 11 км. Таким образом, внутри них мог бы легко поместиться Эверест.

Интересная цифра: 30 километров

Путь марсохода Curiosity. Источник: NASA/JPL-Caltech

30 мая ровер Curiosity преодолел символическую отметку в 30 км, пройденных по марсианской поверхности. Теперь он занимает второе место по этому показателю среди марсоходов, уступая лишь легендарному Opportunity, который за 14,5 лет службы преодолел дистанцию в 45,16 км. Если Curiosity будет продолжать в том же темпе и не столкнется с какими-то серьезными техническими проблемами, то примерно через пять лет он должен будет превзойти это достижение. В отличие от предшественника, этот ровер получает энергию от радиоизотопного термоэлектрогенератора (ритэга). Поэтому ему не страшны пылевые бури вроде той, что в итоге погубила Opportunity.

На этой неделе редакция The Universe Space Tech разбирается, к каким глобальны последствиям приведет подрыв Каховской ГЭС. Однако закончить неделю мы хотели бы позитивной историей. Во Львове начали строить школу при помощи 3D-принтера. Рассказываем, как он работает и что общего между украинской школой и освоением Марса.

Читайте в предыдущем дайджесте: США и Китай конкурируют за воду на Луне, а тайконавты установили новый космический рекорд: дайджест новостей