ESA опубликовало грандиозный портрет Марса

Европейское космическое агентство опубликовало новый глобальный портрет Марса. Он был составлен из снимков, сделанных камерой HRSC, установленной на борту аппарата Mars Express.

Гигантские структуры Марса

Как правило, камера HRSC снимает когда Mars Express проходит перицентр своей орбиты с расстояния в 300 км от Марса. Полученные с этой высоты фотографии, охватывают участки поверхности шириной 50 км. Однако этого слишком мало для глобального портрета планеты. Поэтому он был получен другим путем. Специалисты миссии сшили воедино 90 снимков, сделанных с высот от 4 до 10 тысяч км.

Глобальный портрет Марса, полученный аппаратом Mars Express. Источник:
ESA/DLR/FU Berlin/G. Michael

В центре изображения доминируют Долины Маринера — крупнейшая система каньонов в Солнечной системе, на фоне которой знаменитый Большой каньон показался бы настоящим карликом. Их длина составляет 4500 км (четверть окружности планеты), ширина до 600 км, а максимальная глубина — 11 км. Таким образом внутри них мог бы легко поместиться Эверест.

В верхней левой части изображения также можно рассмотреть несколько супервулканов провинции Фарсида. Поскольку на Марсе нет тектоники плит, очаги вулканической активности не смещаются, что вкупе с более низкой гравитацией позволило вулканом вырасти до огромных размеров. Крупнейший из марсианских супервулканов Олимп возвышается на 26 км над окружающей поверхностью.

Истинные цвета Марса

Можно обратить внимание на то, что цвета изображения несколько отличаются от традиционных снимков Марса. Они «усилены». Это было сделано для того, чтобы лучше подчеркнуть отличия в минеральном составе разных участков поверхности планеты.

Область Долин Маринера на снимке Mars Express. Источник: ESA/DLR/FU Berlin/G. Michael

Определение истинных цветов Марса является непростой задачей. Этому мешает рассеянная в его атмосфере пыль, богатая оксидом железа. Чтобы раскрасить портрет, специалисты создали модель, основанную на предыдущих снимках Mars Express.

Темно-синие области соответствуют материалам вулканического происхождения — базальтовым пескам, которые образуют далеко простирающиеся слои по всему Марсу. Они накапливаются под действием ветра, создавая внушительные песчаные дюны и дюнные поля внутри ударных кратеров.

Материал, некогда подвергавшийся воздействию воды, напротив, выглядит более светлым. Два наиболее распространенных минерала такого типа (глина и сульфаты) выглядят особенно ярко на подобных композитных изображениях. Их наличие свидетельствует о том, что жидкая вода существовала на Марсе в течение длительного времени. Можно обратить внимание на то, что в районе Долин Маринера сульфаты покрыты тонким слоем темного песка. В отличие от глинистых отложений, сульфатные минералы указывают на более кислые условия окружающей среды, менее благоприятные для жизни.

Публикация была приурочена к 20-летнему юбилею миссии Mars Express, которая  была запущена в 2003 году. Несмотря на то, что  номинальный срок службы аппарата составлял всего два года, он по-прежнему находится на ареоцентрической орбите и занимается изучением Красной планеты. В ESA рассчитывают, что Mars Express сможет продолжать работу, как минимум до конца 2026 года.