Космические полеты вызывают необратимые изменения в мозге человека

Ученым известно пагубное влияние микрогравитации на человеческий организм. Суровая среда космоса негативно влияет на мозг, мышцы, кости, нервную и репродуктивную системы. Но ученые до сих пор не знают всех деталей. Новое исследование проливает свет на проблему долгосрочных космических полетов, которая заключается в пагубном влиянии микрогравитации на жидкость в человеческом мозге.

Влияние космоса на мозг является наиболее губительным для людей
Влияние космоса на мозг является наиболее губительным для людей. Фото: Unsplash

Эта спинномозговая жидкость, хранящаяся в желудочках головного мозга, помогает смягчать и защищать его. Она также связана с вымыванием клеточных отходов и снабжением питательных веществ из кровотока.

Исследователи из Университета Флориды и Космического центра имени Джонсона NASA обнаружили, что увеличение размера желудочков и объема мозговой жидкости во время космических полетов зависит от определенных факторов, в частности, от продолжительности пребывания астронавтов в космосе и интервалов между их космическими приключениями. Интервалы между полетами менее трех лет не дают достаточно времени желудочкам полностью восстановить свою компенсаторную способность.

Увеличение размера желудочков и объема мозговой жидкости наблюдалось и в предыдущих исследованиях. Оно сопровождается смещением мозга внутри черепа вверх в условиях микрогравитации, что, в свою очередь, способствует перераспределению жидкости.

Накопление жидкости в мозге

Используя МРТ-сканирование 30 астронавтов, исследователи обнаружили, что чем дольше продолжается космический полет, тем больше становится размер желудочков. До шести месяцев их размер неустанно увеличивается, после чего темпы изменений выравниваются.

Считается, что отек желудочков мозга является компенсаторным механизмом во время космического полета, позволяющим мозгу приспособиться к изменениям в спинномозговой жидкости. После возвращения на Землю мозговая жидкость медленно возвращается к своему нормальному распределению.

У семи астронавтов, у которых был перерыв между полетами менее трех лет, расширение желудочков не было таким заметным. Команда предполагает, что это означает, что желудочки мозга не успевают сократиться и перезагрузиться, чтобы справиться с увеличением количества спинномозговой жидкости.

Сканирование также показало, что чем больше предыдущих миссий совершил астронавт, тем менее заметным было увеличение размера желудочков после миссии. Это выглядит так, будто мозг этих астронавтов был «менее приспособленным» из-за предыдущих расширений или исчерпал свою способность справляться со стрессами космического полета.

Будущие риски

В этом исследовании не рассматривалось дальнейшее влияние на здоровье в связи с изменениями в размере желудочков и колебания уровней мозговой жидкости. Но очевидно, что мозговые сдвиги происходят, и на них влияют продолжительность и частота полетов. Ранее эта дополнительная спинномозговая жидкость была связана с проблемами со зрением у астронавтов.

Ввиду того, что в ближайшие годы запланированы более длительные миссии на Луну и Марс, мы должны понимать как можно больше о том, через что астронавты будут проходить. И воздействие на мозг является наиболее губительным для людей. Эти выводы иллюстрируют некоторые потенциальные необратимые изменения человеческого мозга во время длительных будущих космических полетов.

Ранее мы сообщали о том, как ученые предупреждали об опасности заражения инопланетными организмами.

Исследование было опубликовано в журнале Scientific Reports.