Астрономы изучили «звездные ясли» в Облаке Ориона

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Благодаря использованию комплексов радиотелескопов VLA (Very Large Array) и ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) астрономы сумели заглянуть внутрь Облака Ориона — скопления межзвездного вещества, находящегося на расстоянии 1600 световых лет от Солнечной системы.Поперечник Облака составляет несколько сотен световых лет, внутри него расположены одни из ближайших к нам регионов активного звездообразования.

В общей сложности VLA и ALMA сумели запечатлеть свыше 300 молодых звезд, окруженных протопланетными дисками, из которых в будущем сформируются планетные системы. И кто знает — возможно, какой-то из этих миров станет домом для жизни…

Проанализировав собранные в рамках обзора данные, астрономы смогли определить среднюю массу и размер очень молодых протопланетных дисков. Это позволило сравнить их с более старыми дисками, изученными ранее с помощью массива ALMA. По словам ученых, молодые структуры не сильно отличаются по размеру, однако они намного массивнее. Когда звезда растет, она поглощает материал из своего окружения. Поэтому на ранних стадиях эволюции в дисках содержится гораздо больше «сырья», из которого могут образовываться планеты.

Особое внимание было уделено четырем объектам, заметно отличающимся от остальных. Их диски имеют заметно неправильную форму. По мнению исследователей, эти системы находятся на одной из самых ранних стадий звездообразования и, возможно, еще даже не являются протозвездами.

Для того, чтобы объект был классифицирован как протозвезда, он должен быть не только окружен диском, но и обладать двумя противоположно направленными струями вещества (джетами). Эти потоки материи очень важны, поскольку они помогают сохранять стабильность системы, предотвращая ее распад. По словам исследователей, скорость джетов у одного из четырех объектов, получившего обозначение HOPS 404, составляет всего 2 км/c (в полтора раза меньше скорости спутников на геостационарной орбите). Для сравнения: у большинства протозвезд этот показатель составляет 10-100 км/с. По мнению ученых, это подтверждает их предположение о том, что четыре «нестандартных» объекта находятся на самой ранней стадии формирования своих планетных систем.