Астрономы нашли «скрытую» черную дыру рядом с солнцеподобной звездой

Международная команда исследователей объявила об обнаружении, ранее неизвестной, черной дыры. Она входит в состав двойной системы, вторым компонентом которой является солнцеподобная звезда.

Черные дыры в двойных системах

Современные модели предсказывают, что в Млечном Пути должно находиться до 100 млн черных дыр звездной массы, сформировавшихся в результате коллапса сверхмассивных звезд. Однако в реальности астрономам пока что удалось найти лишь порядка 20 подобных объектов. Их выдает рентгеновское излучение, которое возникает в результате поглощения вещества близких звезд-компаньонов.

Черная дыра в двойной звездной системе в представлении художника. Источник: ESO/L. Calcada

Но они являются лишь верхушкой айсберга. Далеко не все черные дыры имеют близких соседей, чье вещество они могут поглотить, или вообще входят в состав двойных систем.

Скрытая черная дыра

Международная команда астрономов решила проверить это предположение. Она проанализировала данные телескопа Gaia о 168065 звездах, орбиты которых говорят об их принадлежности к двойным системам. В ходе исследования они обратили внимание на звезду DR3 4373465352415301632. Это желтый карлик, напоминающий наше Солнце.

Черная дыра звездной массы в представлении художника. Источник: stx.ox.ac.uk

Данные Gaia, а также наблюдения, выполненные при помощи наземных телескопов, показали, что звезда вращается вокруг невидимого тела, которое не производит никакого излучения. Его масса в десять раз превышает массу нашего Солнца. Астрономам известен лишь один тип объектов, подпадающий под указанные характеристики — черная дыра.

По словам исследователей, сейчас они ждут следующий релиз данных Gaia. Он позволит окончательно подтвердить природу компаньона DR3 4373465352415301632, а также найти другие скрытые черные дыры.

Ранее мы рассказывали о том, что в черных дырах могут существовать вихреподобные структуры из конденсата Бозе — Эйнштейна.

По материалам https://phys.org