Астрономы нашли самую тесную систему ультрахолодных карликов

Астрономы нашли пару очень холодных звезд-карликов. Они вращаются друг вокруг друга всего за 20,5 часа. Ученые говорят, что возраст этой системы измеряется миллиардами лет.

Пара ультрахолодных карликов
Пара ультрахолодных карликов. Источник: www.sci.news

Самая тесная пара карликовых звезд

Астрофизики из Северо-Западного университета и Калифорнийского университета в Сан-Диего сообщили об открытии новой интересной пары ультрахолодных карликов. Это чрезвычайно тусклые звезды, которые большую часть энергии излучают в инфракрасной части спектра. Поэтому люди их практически не видят, но при этом они чрезвычайно распространены.

Интересной особенностью новой системы является то, что звезды в ней вращаются друг вокруг друга за очень короткий промежуток времени — 20,5 часа. До сих пор ученым были известны только три подобных пары ультрахолодных карликов. И в каждом случае это были молодые системы, возраст которых не превышает 40 млн лет.

Но новооткрытая система, получившая обозначение LP 413-53AB, значительно старше. Ее возраст составляет несколько миллиардов лет, что сравнимо с нашей Солнечной системой. Это значит, что она прошла большой эволюционный путь.

Обнаружение пары ультрахолодных карликов

Открытие системы LP 413-53AB началось с работы с архивными данными. Ученые пытались разработать алгоритм, который моделировал бы звезду на основе ее спектроскопических наблюдений. Одним из объектов была именно эта система, о которой поначалу думали, что она содержит только одно светило.

Однако анализ спектра привел исследователей к мнению, что это может быть не один карлик, а их пара. Это хорошо было видно при движении компонентов системы по орбите. Наблюдения, проведенные в марте, июле, октябре и декабре 2022 года, подтвердили правильность этого предположения.

Расстояния в системе LP 413-53AB
Расстояния в системе LP 413-53AB. Источник: Рhys.org

Расстояние между компонентами системы составляет всего 1 процент от дистанции между Землей и Солнцем. И это создает некоторые проблемы для понимания их эволюции. Ведь если системе было всего 1 млн лет, их диаметры должны быть значительно больше и фактически перекрывались бы.

Ученые полагают, что эту загадку можно было бы решить одним из двух путей. Ультрахолодные карлики могли бы образоваться на гораздо большей дистанции друг от друга и сблизиться в процессе эволюции системы. Или был еще и третий член системы, который позже был выброшен, в результате чего звезды получили современную конфигурацию.