Астрономы исследовали внутрикластерный свет в звездных скоплениях

Ученые обнаружили, что звезды, которые находятся внутри скоплений, но расположены за пределами галактик, остаются прежними уже миллиарды лет. Внутрикластерный свет порождают звезды, возможно, никогда не принадлежавшие ни одной галактике.

Внутрикластерный свет на снимках Hubble
Внутрикластерный свет на снимках Hubble. Источник: www.sci.news

Откуда происходит внутрикластерный свет

Звездные и галактические скопления называют кластерами. В последних известно о существовании света, возникающего между отдельными галактиками. Первым его открыл астроном Фриц Цвикки в 1951 году. Тогда он наблюдал его в скоплении Волос Вероники.

Это относительно небольшое скопление, которое содержит всего около 1000 галактик. Оно находится на расстоянии 330 млн св. лет от нас, то есть является одним из ближайших к Млечному пути. Позже ученые обнаружили внутрикластерный свет и в других звездных скоплениях и выяснили, что источником его выступают звезды, которые не принадлежат ни одной галактике, а располагаются между ними.

Однако исследовать внутрикластерный свет оказалось сложно, ведь он в 10 тыс. раз тусклее ночного неба, когда его наблюдают с Земли. Потому делать это можно только с помощью космических телескопов.

И самый главный из вопросов, которые до сих пор оставались нерешенными: были ли когда-то звезды, порождающие это свечение, частью галактик, или же они действительно образовались изолированно и всегда существовали отдельно от них.

Исследование телескопа Hubble

Чтобы решить этот вопрос, ученые из университета Йонсей в Южной Корее обратились к космическому телескопу Hubble. С его помощью они исследовали в инфракрасном свете 10 скоплений, находящихся на расстояниях до 10 млрд св. лет.

Сравнение двух скоплений
Сравнение двух скоплений. Источник: NASA, ESA, STScI, James Jee (Yonsei University)

Согласно результатам исследования, ученые практически исключили сценарий, что за внутрикластерный свет отвечают звезды, которые сначала родились в галактиках, а затем были выброшены из них в результате каких-либо процессов, например, слияния.

В скоплениях, находящихся на разном расстоянии от нас, наблюдается внутрикластерный свет одинаковой интенсивности. Это означает, что количество звезд вне галактик у них одинаково и расположены они везде равномерно. Но поскольку их возраст отличается, то эволюция некоторых из них должна зайти дальше, чем у других.

Кроме того, возраст звезд, который смогли определить по спектру, слишком мал для того, чтобы они успели возникнуть в галактиках и быть выброшенными из них.