Астрономы ищут сверхмассивную черную дыру в галактике Лев I

Астрономы пытаются увидеть вторую по удаленности от Земли сверхмассивную черную дыру. Предполагают, что она находится в карликовой галактике Лев I, являющейся спутником Млечного Пути.

Карликова галактика Лев I у звезды Регул
Блеклое пятно в центре — галактика Лев I. Источник: Scott Anttila Anttler

Что скрывает галактика Лев I

Лев I — это карликовая галактика в одноименном созвездии, спутник Млечного Пути. Она находится вблизи звезды Регул, поэтому ее относительно легко найти на небе, но достаточно трудно наблюдать.

В конце 2021 года ученые заметили, что входящие в состав этой галактики звезды при приближении к ее центру удивительным образом ускоряются. Астрономы предположили, что причиной такого поведения может быть черная дыра в 3 млн раз массивнее Солнца. Но привести четкие доказательства ее существования оказалось невозможно.

Дело в том, что примерно миллиард лет назад звездообразование в галактике Лев I почти прекратилось. Приблизительно тогда же она потеряла почти все свои газ и пыль. А сверхмассивные черные дыры мы видим преимущественно благодаря тому, что вещество падает на них, ускоряется и излучает электромагнитные волны.

В новом исследовании, опубликованном в Astrophysical Journal Letters, ученые предположили, что старые звезды в галактике Лев I выбрасывают значительную массу в виде звездного ветра. Это вещество может попасть в окрестности сверхмассивной черной дыры, ускориться и сделать ее видимой для нас.

Загадка карликовой галактики

Ученые очень надеются все же увидеть аккреционный диск вокруг черной дыры в центре Льва I и узнать, какого же она действительно размера. Дело в том, что эта карликовая галактика находится на расстоянии всего 820 тысяч световых лет от нас.

Если объект в ее центре действительно имеет массу в 3 млн солнечных, то это будет второй по близости к нам сверхмассивной черной дырой после Стрельца А*, расположенной в центре Млечного Пути. В таком случае ученые получат возможность более подробно изучить эти удивительные объекты.

Вообще увидеть черную дыру с массой, сравниваемой со Стрельцом А*, в галактике, что в тысячи раз меньше Млечного Пути, астрономы не рассчитывали. Считается, что если в карликовых системах и обнаруживается центральная черная дыра, то она должна быть промежуточной массы.

Ученым будет интересно узнать, как она попала в галактику Лев I. Но даже если это на самом деле черная дыра промежуточной массы, они разочарованы не будут, ведь таких объектов также известно немного. Сейчас исследователи собираются изучить его с помощью рентгеновской обсерватории Chandra и Большого антенного массива в Нью-Мексико.