Астронавты вырастили эмбрионы мышей на орбите

Японские ученые завершили исследование мышиных эмбрионов, которые были выращены на орбите. Это первые зародыши млекопитающих, с которыми проведен такой эксперимент. Многочисленные тесты не выявили значительных изменений в их ДНК или развитии.

Бластоцист
Бластоцисты. Источник: protocolsmethods.springernature.com

Эмбрионы на орбите

Японские ученые в эту субботу обнародовали окончательные результаты своего исследования влияния космоса на развитие эмбрионов млекопитающих. Еще в 2021 году они отправили на Международную космическую станцию замороженные зародыши мышей и поручили астронавтам немного их подрастить.

Речь не идет о полном выращивании живых организмов. Зародыши находились на самых первых стадиях после оплодотворения. Астронавты просто разморозили их с помощью специального устройства и поместили в среду, в которой их клетки смогли делиться.

Клетки развились в бластоцисты — стадии зародыша, на которой клетки еще не формируют отдельные органы, но уже разделились на те, из которых будет состоять сам эмбрион, и те, которые затем превратятся в плаценту. На этой стадии астронавты их исследовали, снова заморозили и отправили на Землю.

Почему эти эксперименты так важны

Ранние стадии развития зародыша — чрезвычайно сложный и до сих пор не до конца понятный процесс. В какой-то момент абсолютно идентичные клетки, которые только что просто делились, начинают развиваться по-разному. Происходит это под действием как генов, которые в разных клетках начинают действовать по-разному, так и различных факторов среды.

И на орбите эти факторы могут сильно отличаться от Земли. В первую очередь это касается радиации и микрогравитации. Они сильно влияют даже на взрослые организмы, что уж говорить о зародышах. До сих пор на орбите выращивали только растения, амфибии и беспозвоночные.

И вот теперь настал черед млекопитающих. Последний год ученые подробно изучали мышиные эмбрионы, прошедшие важнейшую стадию своего развития в космосе. Главный вывод, который они сделали, — никаких аномалий ни в строении, ни в ДНК не обнаружено. Микрогравитация не способна им навредить.

Следующим этапом экспериментов должно стать выращивание существ из побывавших на орбите эмбрионов. На первой стадии эксперимент будет аналогичен проведенному. Однако после приземления зародыши будут имплантированы мышам. Ученые надеются узнать, будут ли эти новорожденные мышата жизнеспособными и не будут ли иметь отклонений.

Результаты этих экспериментов чрезвычайно важны для определения перспектив жизни в космосе. Ведь если радиация и микрогравитация не могут серьезно повредить эмбрионам мышей, тогда то же самое будет и с человеческими эмбрионами. Мы сможем действительно полноценно жить в космосе.