Затемненная переменная звезда привлекла внимание астрономов

Астрономы исследовали затемненную переменную звезду V608 Кассиопеи. В изменении ее яркости присутствуют дополнительные периоды в 16 и 26 дней. Ученые связывают их с наличием в системе еще двух невидимых компонентов.

Затемненная переменная звезда
Затемненная переменная звезда. Источник: ESO

Переменная звезда V608 Кассиопеи

Корейские ученые из Обсерватории оптической астрономии Собексан (SOAO) провели астрометрические исследования звезды V608 Кассиопеи. Она принадлежит к классу затемненных переменных звезд типа W Большой Медведицы и на самом деле является тесной парой звезд. С результатами исследований можно ознакомиться на сайте arxiv.org.

Переменные типа W Большой Медведицы — тесные пары звезд главной последовательности. Они вращаются друг вокруг друга с периодами меньше суток. При этом расстояние между ними настолько мало, что их атмосферы вытягиваются навстречу друг другу и со временем соединяются. Такие системы называют двойными контактными.

V608 Кассиопеи открыли в 1976 году. Из двух звезд, составляющих эту пару, одна является достаточно большой, но не такой яркой, как другая. Поэтому каждый раз, когда она оказывается между более яркой компонентой и нами, происходит затемнение. Светимость снижается на 0,55 астрономической величины. Период таких колебаний составляет девять часов, и ежегодно он уменьшается на шесть сотых секунды.

Новые данные о системе

Целью нового исследования было уточнить физические характеристики V608 Кассиопеи. Ученые установили, что у главной звезды радиус составляет 115, а масса — 88 процентов солнечной. У меньшего из астрономических тел эти параметры составляют 70 и 29 процентов соответственно. Кроме того, атмосфера первого светила на 155 К горячее второго.

Исследования показали, что кроме периодичности, связанной с вращением этих двух звезд, существуют еще два периода колебаний. Первый из них длится 16, а второй — 26 земных суток. Исследователи предполагают, что это явление связано с наличием в системе дополнительных тел, влияющих на светимость всей системы.

Эти два объекта вращаются вокруг тесной пары. Они дают всего от 5 до 8 процентов от общей светимости системы. Но все же эти небесные тела являются звездами главной последовательности. Больше об их природе могут рассказать следующие наблюдения.