Астронавт будет наблюдать за молниями с МКС

Европейский астронавт Андреас Могенсен планирует наблюдать за разрядами молний с борта Международной космической станции. Он полетел в космос вместе с миссией Crew-7. В исследованиях ему будет помогать новая экспериментальная камера.

Молнии с борта МКС
Молнии с борта МКС. Источник: www.space.com

Наблюдения с МКС

Астронавт Европейского космического агентства Андреас Могенсен планирует наблюдать за молниями из космоса. 25 августа он полетел на МКС в составе миссии Crew-7. Для него это будет уже второе космическое путешествие.

Молнии в земной атмосфере неоднократно наблюдались с помощью спутников. В частности американские аппараты GOES (Geostationary Operational Environmental Satellite) как-то зафиксировали самый длинный разряд в атмосфере Земли. Однако участие человека может сделать эти исследования значительно более гибкими и позволить понять то, что до сих пор остается загадкой.

В этом исследовании Могенсен будет пользоваться совершенно новой камерой. Она способна делать до 100 тыс. изображений каждую секунду и является нейроморфной. Это означает, что принцип работы этого устройства базируется не на сборе всего доступного света, как это обычно бывает, а на измерении изменений в освещении.

Поэтому новая камера не способна увидеть человека в ярко освещенной комнате, если тот не двигается. Однако, чтобы разглядеть во всех деталях мгновенные вспышки в облаках, она подходит как нельзя лучше, потому что способна видеть мельчайшие детали.

Удивительные молнии

Могенсен ожидает невероятных впечатлений от полета. В 2015 году его космическое путешествие длилось всего 10 суток. На этот раз он должен провести на орбите полгода. Он надеется увидеть те редкие явления, фотографии которых получил в прошлый раз. Тогда их опубликовали Science и Nature.

Неуловимые явления, которые он надеется увидеть, включают «голубые струи» (перевернутые молнии) и «красные спрайты» (разряды в слое земной атмосферы, известном как мезосфера). Характер их взаимодействия со слоями атмосферы, которые находятся ниже, еще недостаточно изучен.

Оливье Чанрион, ведущий автор исследования, в апреле 2023 года на заседании Европейского геофизического союза в Вене сказал, что наблюдение за молнией также дает уникальный взгляд на изменения климата, вызванные человеком.

Новое исследование дает возможность проанализировать и количественно оценить влияние гроз на климат, а также проверить, в какой степени они связаны с поднятием вершин грозовых облаков, которые вводят парниковые газы и аэрозоли в стратосферу.