Астрофизики не обнаружили на Земле признаков «планетарного разума»

Мы склонны думать об интеллекте как о чем-то, описывающем лишь одного человека. Но разумными можно назвать вообще все живое на планете — социальные группы людей, стаи животных, анклавы насекомых или даже вирусов. В более широком смысле, можно ли наблюдать разум в масштабе всей планеты? В недавно опубликованной статье группа ученых-астрофизиков исследует этот волнующий вопрос и приходит к неожиданным выводам о нашей собственной Земле. По их мнению, на Земле отсутствует планетарный разум.

Планеты
В «мысленном эксперименте» астрофизик из Рочестерского университета Адам Франк, а также его коллеги Дэвид Гринспун из Института планетных наук и Сара Уокер из Университета штата Аризона используют научную теорию о том, как жизнь изменяет планету, чтобы выделить четыре этапа: описать прошлое и возможное будущее Земли. Иллюстрация Университета Рочестера

«Вопрос заключается в том, может ли интеллект действовать в планетарном масштабе. Если «да», то как может произойти переход к интеллекту планетарного масштаба? Он уже совершен или мы близки к его переходу?», — говорит команда ученых Рочестерского университета.

Что такое планетарный разум?

Понимание этого вопроса может помочь нам управлять будущим нашей планеты. Однако, согласно критериям ученых, похоже, нам еще слишком далеко до перехода к планетарному разуму.

«На Земле есть разум. Но нет планетарного разума. У нас пока нет возможности коллективно реагировать в интересах планеты», — говорит астрофизик Адам Франк из Рочестерского университета.

По мнению исследователей, появление технологического интеллекта на планете — это общий ориентир в астробиологических исследованиях. Возможно, следует рассматривать его не как нечто, происходящее на планете, а с самой планетой. В такой интерпретации эволюция планетарного разума будет представлять собой приобретение и применение коллективной совокупности знаний, действующих гармонично в сложной системе различных видов, что поддерживает всю биосферу.

Временная шкала развития планетарного разума

К сожалению, и это очевидно, люди и Земля еще не достигли перехода к планетарному разуму. Адам Франк и его соавторы говорят, что человечество добрались лишь до «третьего этапа» их гипотетической временной шкалы развития планетарного разума.

Шкала развития планетарного разума

На первом этапе, характерном для очень ранней Земли, на планете с «незрелой биосферой» развивается жизнь. Но обратных связей между ней и геофизическими процессами недостаточно для коэволюции разных видов жизни. На втором этапе сформировалась «зрелая биосфера». Затем планета может перейти к третьей стадии с «незрелой техносферой». На этом этапе развивается технологическая деятельность, но она еще неустойчиво интегрирована с другими системами — такими, как физическая среда. Примерно здесь сейчас находится Земля.

Два пути развития

У незрелой техносферы есть шанс развиться до последней стадии — «зрелой техносферы». На этом этапе обратная связь между технологической деятельностью и другими биогеохимическими и биогеофизическими состояниями действует синхронно, чтобы обеспечить максимальную стабильность и продуктивность полной симбиотической системы. Это и есть стадия планетарного разума.

Исследователи утверждают, что это идеализированное состояние — то, к чему должна стремиться Земля. Однако дальше у нас есть два пути развития: зрелая техносфера или деградация. По мнению исследователей, в настоящее время мы находимся на краю пропасти, где наши коллективные действия явно имеют глобальные последствия, но мы их пока контролируем. Если они выйдут из-под контроля, может произойти необратимый процесс деградации и катастрофы глобального масштаба.

Ранее ученые высказали гипотезу о том, что внеземные цивилизации используют свет звезд для межгалактического Интернета.