Астроэнтузиаст нашел «пропущенный» спутник звезды

Профессиональные астрономы подтвердили существование ранее неизвестного спутника у молодой солнцеподобной звезды BD+60 1417. Особенность находки состоит в том, что она была обнаружена добровольцем, участвующим в проекте Backyard Worlds: Planet 9.

Снимки звезды BD+60 1417 и ее спутника. Источник: Léopold Gramaize

Проект Backyard Worlds: Planet 9 был инициирован в 2017 году. Он рассчитан как на профессиональных астрономов, так и астроэнтузиастов. Его участники просматривают выложенные в открытый доступ инфракрасные снимки неба, сделанные в ходе миссии NEOWISE. Их целью является поиск медленно перемещающихся объектов, которые могут находиться как в окрестностях Солнечной системы, так и за ее пределами.

Backyard Worlds: Planet 9 является весьма успешным проектом. В общей сложности к инициативе присоединилось более 150 тысяч человек. Им удалось идентифицировать несколько тысяч небесных тел, включая ультрахолодные коричневые карлики и белые карлики с кольцами. А недавно список находок пополнился еще одним наименованием. В процессе изучения снимков звезды BD+60 1417 участник проекта Йорг Шуманн обратил внимание на неизвестный объект в ее окрестностях и сообщил о нем астрономам.

В ходе последующей проверки, выполненной на телескопах в Калифорнии и Гавайях, астрономы подтвердили, что оба объекта гравитационно связаны и Шуманну действительно удалось найти спутник BD+60 1417. Его масса оценивается в 10-20 масс Юпитера. Таким образом, этот объект может являться как ультрамассивным газовым гигантом, так и коричневым карликом.

Что интересно, ранее ученые уже изучали BD+60 1417, но пропустили ее компаньона. Это связано с тем, что они исследовали лишь близкие окрестности звезды, в то время как найденный Шуманном объект находится на расстоянии 1600 а.е. от светила (это в 53 раза больше, чем дистанция между Землей и Нептуном). По словам астрономов, находка может иметь важное значения для понимания эволюции звездных систем.

Напомним, что совсем недавно другому астроэнтузиасту из Италии удалось открыть новую галактику.