Астероид Аррокот оказался зародышем планеты за пределами Плутона

Странная форма транснептунового объекта Аррокот в поясе Койпера вызывает как любопытство, так и вопросы у ученых. Эти необычные структуры могут скрывать важные сведения о происхождении этого удаленного объекта и, возможно, о нашей Солнечной системе.

NASA New Horizons
Концепция художника показывает зонд NASA New Horizons и объект пояса Койпера под названием Аррокот. Авторство изображения: JHUAPL/SwRI

Аррокот является самым отдаленным объектом, который когда-либо был изучен вблизи. Он находится в поясе Койпера, далеко за пределами даже Плутона. Этот объект привлекает внимание своей двулопастной формой, красноватым оттенком и неровностями на своей поверхности. Эти неровности могут быть следами больших валунов, которые когда-то слились воедино, образуя Аррокот.

В 2019 году космический аппарат New Horizons пролетел мимо Аррокота на расстоянии 44,6 а.е. от Солнца, предоставляя ученым уникальную возможность изучить этот объект. Под руководством планетолога Алана Стерна из Юго-Западного научно-исследовательского института команда ученых тщательно проанализировала полученные данные и обнаружила 12 неровностей на поверхности Аррокота. Эти неровности имеют сходный размер, форму, цвет и альбедо, что может свидетельствовать об их общем происхождении.

Анимация вращения Аррокота

«Удивительно наблюдать этот объект настолько хорошо сохранившимся. Аррокот немного похож на малину, составленную из маленьких частиц. Его форма непосредственно раскрывает историю его формирования из набора строительных блоков, очень похожих друг на друга», — говорит астроном Уилл Гранди из обсерватории Лоуэлла.

Аррокот как капсула времени

Аррокот расположен настолько далеко от Солнца, что представляет собой своеобразную капсулу времени, поэтому может быть важным ключом к пониманию эволюции планет в Солнечной системе. Этот объект может быть оставшейся планетезималью, которая так и не переросла в полноценную планету. Благодаря своему положению он практически не подвергается воздействию солнечного излучения, поэтому является наиболее естественным и неизмененным объектом среди тех, что мы когда-либо изучали.

Cтруктура Аррокота
Структура Аррокота. Авторство: Юго-Западный научно-исследовательский институт

Предыдущие исследования Аррокота указывали на то, что он когда-то состоял из двух меньших объектов, которые постепенно слились воедино. Однако последние открытия говорят о том, что эта история гораздо сложнее. Ученые считают, что это была целая куча объектов, которые находились в сложном орбитальном танце и мягко сливались под воздействием гравитации на низких скоростях, образуя более крупный объект. Это свидетельствует о том, что формирование планет могло начаться из кучи меньших тел, объединяющихся вместе.

Особенности Аррокота

Аррокот имеет впечатляющие размеры: 35 км в длину, 20 км в ширину и 10 км в толщину. Он состоит из двух частей. Большая получила название Wenu, а меньшая — Weeyo.

Аррокот
Ряд диаграмм, иллюстрирующих способ формирования Аррокота. Авторство: New Horizons/NASA

Используя изображения вблизи, полученные New Horizons, ученые смогли идентифицировать 12 курганоподобных структур на Wenu. Для объяснения их происхождения исследователи провели моделирование, рассматривая два возможных сценария. Первый предполагал столкновение меньших объектов на большой скорости, что привело бы к гладкой поверхности. Второй — мягкое слипание более крупных объектов на малой скорости, что привело бы к образованию комковатой поверхности. Исследователи считают, что второй сценарий более вероятен.

Аррокот
Это комбинированное изображение Аррокота было составлено из данных, полученных NASA New Horizons во время пролета объекта 1 января 2019 года. Изображение сочетает улучшенные данные о цвете (приближенные к тому, что видит человеческий глаз) с высоким разрешением. Авторство: NASA

Такие открытия подтверждают идею, что планетезимали могут образовываться из меньших объектов, которые постепенно объединяются. Это новое понимание формирования объектов, подобных Аррокоту, может помочь ученым рассматривать другие объекты в Солнечной системе с новой перспективой.

Сейчас миссия NASA Lucy исследует популяции астероидов, движущихся в орбитах Юпитера. Ученые надеются, что поиск подобных Аррокоту структур среди этих объектов поможет им лучше понять процессы формирования в Солнечной системе.

Ранее мы сообщали о новых открытиях New Horizons на краю Солнечной системы.

По материалам universetoday.